+7 (831) 216-00-76, +7 (831) 413-58-98, +7 (831) 216-29-83 (факс)


Архив выпусков2017ОктябрьСOMTRANS’17: техника. Часть 1. Автобусы

Новинки техники на выставке СOMTRANS’17. Автобусы

КАМАЗ

 

«КАМАЗ» показал гамму современной пассажирской техники – от беспилотной "маршрутки" (о которой наш журнал писал ранее) до перронного автобуса.

Неизменным вниманием посетителей выставки пользовался электробус КАМАЗ-6282 с обновленным интерьером и экстерьером. Надо отметить, что тема электробусов за последние пару лет набирает все большие обороты в нашей стране. За дело взялись крупнейшие российские производители автобусов – «КАМАЗ» и "Группа ГАЗ", у белорусов – "Белкоммунмаш". Увы, в этой сфере, надо признать, мы пока что не впереди планеты всей: если в ряде стран такой транспорт уже вовсю работает, то у нас все находится в стадии эксплуатационных испытаний. Хотя, в ближайшей перспективе Москва собирается полностью заменить автобусный парк на электробусы.

Электробус второго поколения КАМАЗ-6282, разработанный «КАМАЗом» совместно с московской инжиниринговой компанией DriveElectro, уже положительно зарекомендовал себя при тестовых испытаниях в ГУП "Мострансавто". Представленный на нынешней выставке электробус отличается от своих предшественников видоизмененным салоном – в нем отсутствует шахта моторного отсека, что позволило увеличить общую пассажировместимость. В электробусе КАМАЗ-6282 второго поколения применены современные компоненты тягового электрооборудования, в том числе – электропортальный мост и литий-титанатные (LTO) аккумуляторные батареи производства DriveElectro. На подзарядку требуется всего 6 – 20 минут, что в 20 раз меньше среднего времени зарядки предыдущего поколения батарей. Электробус заряжается от станций ультрабыстрой зарядки с помощью полупантографа, в дополнение используется бортовое зарядное устройство, позволяющее заряжать накопитель от трехфазной сети переменного тока 380 В ("ночная зарядка"). Примечательно, что зарядка электробуса возможна в условиях низких температур: аккумуляторные батареи работают без дополнительных систем подогрева даже при – 40 °С. Аккумулятор рассчитан, как минимум, на 20 тыс. циклов полного заряда/разряда, а это более 15 лет интенсивной эксплуатации. С учетом низкой стоимости обслуживания и эксплуатации электробус КАМАЗ окупается в середине его жизненного цикла. Запас хода электробуса – 70 км. Максимальная скорость – 75 км/ч.

В рамках выставки COMTRANS 2017 состоялась торжественная церемония передачи обновленного электробуса КАМАЗ и станции быстрой зарядки "Мосгортрансу". Электробус и станция для его зарядки созданы специально для правительства Москвы в рамках реализации Меморандума о создании Национального консорциума развития автономного подключенного электрического транспорта. Основная цель консорциума – разработка и организация производства электробусов, а также развитие российского рынка автономного электротранспорта.

По словам генерального директора DriveElectro Сергея Иванова, электробус KAMAЗ-6282 полностью готов к запуску в серийное производство и отвечает всем требованиям, предъявляемым сегодня к городскому электротранспорту.



Электробус КАМАЗ-6282 демонстрируется со станцией ультрабыстрой зарядки

 Поскольку электробусы – это для нас пока что транспорт будущего (хочется надеяться, что не столь далекого), на выставке была показана также дизельная версия автобуса в новом дизайне. Новинка в дизайне а-ля электробус, обозначенная как НЕФАЗ-5299-40-52, имеет низкопольную конструкцию и увеличенную до 12,4 м длину. Общая пассажировместимость составляет 106 человек, включая одного пассажира в инвалидной коляске. Для ускорения посадки-высадки на маршрутах с большим пассажиропотоком средняя дверь сделана более широкой (1300 мм), при том, что передняя и задняя двери имеют стандартную ширину 1200 мм. Автобус укомплектован двигателем Cummins Евро-5 мощностью 250 л. с., а также автоматической коробкой передач ZF и портальным ведущим мостом этого же производителя.



Внешне автобус НЕФАЗ-5299-40-52 в новом дизайне почти не отличить от электробуса

Одной из интересных новинок является перронный автобус НЕФАЗ-5299-40-52. В его основе – серийный 12-метровый городской низкопольный автобус. Перронный автобус имеет три двустворчатые двери с правой стороны и две сближенные двухстворчатые двери – с левой, каждая из которых может открываться отдельно. В задней части салона вместо ряда сидений есть дополнительные площадки для багажа. В салоне 12 мест для сидения, а всего перронный автобус вмещает 110 пассажиров. Такая модель представляется оптимальной для региональных аэропортов с небольшим пассажиропотоком.


Перронный автобус НЕФАЗ-5299-40-52 

 

"Группа ГАЗ"

 

Еще одним представителем нового семейства "ГАЗель NEXT 4,6" с возросшей более чем на одну тонну грузоподъемностью стал микроавтобус. В отличие от серийной "ГАЗели NEXT" он имеет удлиненную до 3950 мм колесную базу. Возросший объем кузова позволил увеличить пассажировместимость до 20 человек. На автомобиль установлена автоматическая коробка передач производства французской компании Punch Powerglide.


            Длинный и вместительный автобус семейства "ГАЗель NEXT 4,6"

Другая модель, созданная на платформе "ГАЗель NEXT 4,6", – электробус с низким уровнем пола, рассчитанный на перевозку 22 пассажиров. Электробус изготовлен на базе унифицированной электроплатформы, которая разработана для всего модельного ряда легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ. На ее базе возможно изготовление бортовых грузовиков, фургонов и микроавтобусов. Новинка оснащена асинхронным трехфазным электродвигателем максимальной мощностью 98 кВт, который позволяет разгоняться до 90 км/ч. Запас хода – не менее 120 км. Зарядка возможна как от промышленной (380 В), так и от бытовой (220 В) сети. Минимальное время зарядки составляет менее трех часов. Редуктор и тяговые батареи размещены в раме автомобиля, что позволяет полностью использовать все пространство салона для перевозки пассажиров. Каркасный электробус имеет низкий уровень пола. У него пневматическая задняя подвеска. В дальнейшем автобусы этой конструкции будут производиться также с дизельными двигателями.


             Электробус на платформе "ГАЗель NEXT 4,6"

Следует отметить, что одной из главный проблем, ограничивающих производство электромобилей, является высокая стоимость основных электрических компонентов, практически 100% которых являются импортными. В настоящее время "Группа ГАЗ" совместно с партнерами ведет разработку электродвигателя для легких коммерческих автомобилей, батарей с собственной системой управления и ряда других ключевых узлов. Уже в конце года планируется начать сборку электромобилей нового поколения с более совершенными характеристиками.

В развитие линейки семейства NEXT "Группа ГАЗ" представила автобус "Вектор NEXT" в модификации "Доступная среда". Автобус доступен для маломобильных пассажиров: задняя дверь и накопительная площадка имеют низкопольное исполнение, дверной проем расширен до 90 см, оборудован механической аппарелью и местом для инвалидной коляски. Также на выставке была показана междугородная модификация автобуса "Вектор NEXT" повышенной комфортности.



Автобус "Вектор NEXT" в модификации "Доступная среда"

Тематику пассажирского транспорта с автономным электроприводом в экспозиции "Группы ГАЗ" продолжал прототип электробуса ГАЗ, разработанного при участии МГТУ им. Баумана на базе серийного низкопольного автобуса большого класса ЛиАЗ-5292. Электробус рассчитан на перевозку 75 пассажиров и имеет 27 посадочных мест с возможностью крепления трех кресел для пассажиров с ограниченными возможностями. В июле этого года электробус завершил длительные тестовые испытания на маршрутах Москвы, в ходе которых он прошел более 13500 км и перевез более 25000 пассажиров.



Электробус на базе автобуса ЛиАЗ-5292

Также на выставке демонстрировалась 9,5-метровая бюджетная версия полунизкопольного автобуса Kursor LE. В этой модификации количество посадочных мест увеличено с 18 до 27, поднятый уровень пола на задней площадке увеличивает приспособленность машины для движения по плохим дорогам. При этом сохранены преимущества низкопольной версии: возможность перевозить пассажиров с ограниченными физическими возможностями, модульная мультиплексная система управления (компьютерное управление электрооборудованием), система "книлинг" (возможность наклона кузова в сторону дверей), функция электронного управления подвеской. Машина оборудуется современным рядным двигателем ЯМЗ мощностью 210 л. с. Евро-5 и автоматической коробкой передач Alisson, оптимизированной для пригородных маршрутов и различных рельефов местности.


             Двухдверная версия полунизкопольного автобуса Kursor LE

Представляет интерес и обновленный туристический автобус Cruise. Автобус получил новый экстерьер, улучшенные пассажирские сиденья с максимальными регулировками. Пассажировместимость увеличена с 47 до 51 человека. Автобус оснащен off-board системой (удаленная диагностика состояния основных систем автобуса) и автоматическими системами помощи водителю ADAS (контроль движения в пределах полосы по разметке; экстренное торможение при опасном сближении с препятствием; система адаптивного круиз-контроля, поддерживающая заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля). Автобус имеет электронную систему управления подвеской с функцией подъема и опускания кузова. У нового Cruise широкий набор опций: система пожаротушения в моторном и багажных отсеках, пять камер видеонаблюдения, Wi-Fi, бортовой навигационный связной терминал, обеспечивающий связь с диспетчерским пунктом, кондиционер с увеличенной мощностью до 40 кВт и др. Автобус изготовлен на шасси Scania с двигателем мощностью 400 л. с. Серийное производство рестайлинговой модели Cruise начнется в 2018 году.


Обновленный Cruise 

 

"Волгабас"

 

Компания "Волгабас" презентовала две новые модели автобуса из перспективного модельного ряда – междугородный "Марафон" и городской газомоторный "Сити Ритм-10CNG". При проектировании перспективного модельного ряда главными стали вопросы максимального комфорта и безопасности пассажиров. Обе машины разработаны так, чтобы сделать удобной поездку всех пассажиров, в том числе людей с ограниченными физическими возможностями.

12,5-метровая модель "Марафон" предназначена для междугородных перевозок и доступна в двух комплектациях – с лифтом для подъема колясок и без. В первом случае вместимость составляет 47 пассажиров, без лифта количество посадочных мест увеличивается до 53. В автобусе могут быть установлены двигатели MAN, Mercedes и Yuchai мощностью от 280 до 300 л. с., в салоне предусмотрена система кондиционирования.


Междугородный "Марафон" от "Волгабас"

 

Городской полунизкопольной газомоторный автобус "Сити Ритм-10 CNG" способен вместить до 65 человек и также оснащен специальным оборудованием для перевозки инвалидов-колясочников. Кроме газового производитель предлагает аналогичный автобус, оснащенный дизельным двигателем. Главное преимущество автобуса – выгодная цена и низкая стоимость владения, за счет экономичного потребления топлива. 10-метровый автобус идеален для городских маршрутов с небольшими пассажиропотоками, а также в качестве замены машин большого класса на период снижения загрузки транспорта (в дневное рабочее время).

Серийное производство новых машин планируется запустить в начале 2018 года сразу на двух площадках – в городе Волжском Волгоградской области, а также на новом высокотехнологичном производственном комплексе во Владимирской области.


Городской газомоторный "Сити Ритм-10CNG", "Волгабас" 

 

MAN

 

В рамках выставки состоялась мировая премьера туристического автобуса MAN Lion's Coach новейшего поколения. Российские клиенты увидели новинку раньше европейцев, европейская премьера состоится только в конце октября на выставке Bus World в Бельгии. У автобуса новая внешность, салон, рабочее место водителя. Силовая линия – двигатель и трансмиссия – также модернизированы. Но главный акцент – безопасность пассажиров. С 1 января 2015 года для стран таможенного союза вступили в силу Правила ЕЭК ООН № 66.02 (на территории Европы вступят в силу с 9 ноября 2017 года). Согласно действующим правилам все новые автобусы должны будут в случае аварийного опрокидывания сохранять значительно больше жизненного пространства для пассажиров, чем прежде. Новый MAN Lion`s Coach готов к новым законодательным требованиям. В каркас интегрированы элементы из высокопрочной стали. Для изготовления дуги безопасности сзади и в области центральной стойки используется запатентованная технология "труба в трубе". По сравнению с предыдущей версией новый автобус способен принимать на себя на 50% больше энергии удара, чем прежде.

Мощность двигателя MAN D26 стандарта Евро-6 по сравнению с предыдущим поколением этого мотора выросла на 20 л. с., крутящий момент – на 200 Нм. Коробка передач Tip Matic также модернизирована. Благодаря функции Smart Shifting переключение передач теперь происходит более плавно, при этом быстрее. Новое поколение коробок передач MAN Tip Matic способствует экономии топлива, а удобные функции и режимы движения окажут помощь водителю и обеспечат безопасность движения, в их числе – топографический круиз – контроль с функцией холостого хода, а также система слежения за дорожной разметкой.

Специально для российского рынка новый MAN Lion`s Coach может поставляться, в том числе, с двигателем D26 стандарта EEV 440ps (Евро 5+, без применения реагента AdBlue) и КПП TipMatic. Однако все преимущества и новшества обновленного двигателя D26 стандарта Евро-6 также доступны российскому покупателю.

Компания MAN не просто прошла все необходимые процедуры и испытания при сертификации автобусов для российского рынка, но и осуществляет полную установку и настройку системы ЭРА-ГЛОНАСС сразу на производстве. Важно отметить, что новый MAN Lion`s Coach также будет оборудован системой ЭРА-ГЛОНАСС наряду с другими автобусами MAN и Neoplan, ввозимыми в Россию.

Для пассажиров в новом автобусе предусмотрено сразу несколько нововведений, соответствующих духу времени. В автобусе у каждого пассажирского сиденья предусмотрены USB-разъемы, позволяющие зарядить смартфон. Для удобства пользования планшетами разработана специальная конструкция откидных столиков, интегрированных в спинку находящегося впереди сиденья, надежно фиксирующая планшет.

На российском рынке новый MAN Lion's Coach будет сначала представлен в двух версиях по длине кузова: 12101 и 13901 мм в двух- или трехосном исполнении соответственно. Опционально автобусы нового поколения могут оснащаться подъемником для инвалидной коляски.


 Туристический автобус MAN Lion's Coach нового поколения


 фото автора