+7 (831) 216-00-76, +7 (831) 413-58-98, +7 (831) 216-29-83 (факс)


Архив выпусков2018МартРоссийский рынок кранов-манипуляторов

Популярность КМУ растет у отечественных транспортников. К чему бы это?


 

За последние годы в России стремительно набирают популярность краноманипуляторные установки (КМУ). Выгода от грузовика, имеющего КМУ, очевидна: такое транспортное средство заменяет работу двух единиц техники – грузового автомобиля и подъемного крана. Налицо явная экономия: исключается аренда либо приобретение крана (который значительно дороже КМУ), не требуется оплата работы крановщика, для одной машины нужно меньше горючего, запасных частей и т.д.

 

Реалии рынка

 

В течении 2000-х годов и вплоть до 2013 года (с перерывом на спад в экономике в 2009-2010 годах) в России происходил активный рост рынка гидроманипуляторов различных типов и назначения. Положительную динамику демонстрировали отечественные и зарубежные производители, а также поставщики установок б/у. Уже в 2011 году рынок вернулся к докризисному уровню 2007 года, когда суммарная емкость, включающая отечественное производство, а также импорт нового и бывшего в эксплуатации оборудования, превысила 13000 единиц. В 2012-2013 годах рынок превзошел объем в 14000 единиц. Ну, а дальше – снова затяжной кризис, из которого рынок начал едва-едва выходить.


Складные КМУ в транспортном положении очень компактны и не препятствуют размещению груза на платформе (КМУ Fassi 175 на шасси Isuzu FVR 34 "Русавтогид" http://rusavtogid.ru)


В период относительной стабильности в отечественной экономике треть рынка занимали отечественные производители. На сегодняшний день наиболее крупные российские предприятия, выпускающие гидроманипуляторы, входят в состав австрийского холдинга PALFINGER. В подчинении российского подразделения "ПАЛФИНГЕР СНГ" находится завод "ИНМАН" и группа компаний "Подъемные машины" с заводами в Архангельске и Великих Луках, выпускающими гидроманипуляторы под брендами "Велмаш" и "Соломбалец". Кроме того, отечественные манипуляторы представлены моделями Майкопского машиностроительного завода, Златоустовского машиностроительного завода, Уральского завода спецтехники и алапаевского завода "Стройдормаш". Совсем недавно выступил в новом для себя амплуа краностроительный холдинг "Кудесник", освоивший выпуск кранов-манипуляторов на Галичском и Клинцовском автокрановых заводах. ГАКЗ с 2016 года предлагает модель тросовой КМУ "Галичанин", премьера складной КМУ "Клинцы" состоялась в минувшем году. Еще один новый игрок на рынке КМУ – "Автомеханический завод" из Нижнего Новгорода http://www.amznn.ru, освоивший производство многофункциональной краноманипуляторной установки МКМУ, совмещающей в себе кран, бур и автогидроподъемник.


Гидроманипулятор для погрузки леса


Сегмент новых гидроманипуляторов иностранного производства в докризисный период занимал порядка одной трети объема рынка: в 2012 году импорт достиг 4504 единиц. За 1-11 месяцы 2017 года в Россию поставлено 2360 новых КМУ.

После кризиса 2008 года на российском рынке активно набирал силу новый тренд – рост популярности корейских тросовых КМУ. В 2012 году суммарная доля "корейцев" составила 38%, при том, что в 2007 году им принадлежало лишь около 3%. В 2017 году "корейцы" продолжили наращивать свое присутствие – теперь их суммарная доля достигла 43%. В первых рядах – Kanglim (15%), Soosan (13%) и DongYang (8%).

Некорейские иностранные бренды по итогам минувшего года занимают 56% рынка. В лидерах Palfinger – 13% новых импортных КМУ. Существенная доля рынка принадлежит Unic, Fassi, Amco Veba и Hiab.

До второй волны кризиса 1/3 суммарного объема рынка (с учетом новых импортных установок и КМУ отечественного производства) занимали бывшие в употреблении зарубежные краны-манипуляторы. В 2012 году их было поставлено 4360 единиц. На сегодняшний день объемы поставок б/у значительно снизились: за 1-11 месяцы 2017 года импортировано всего 644 установки. Но, как и прежде, бывшие в эксплуатации КМУ поступают к нам, в основном, из Японии. В прежние годы доля "японцев" составляла порядка 90% в сегменте б/у. Итогом 2017 года стал 81% японских "бэушных" кранов-манипуляторов.


 Динамика российского рынка импортных КМУ (по данным ООО "Айди-маркетинг")


Структура российского рынка новых импортных КМУ за 1-11 мес. 2017 г. (по данным ООО "Айди-маркетинг")


Две концепции

 

В связи с активизацией поставок корейских кранов-манипуляторов существенно изменилась структура продаж на российском рынке. Прежде подавляющее большинство ввозимых к нам новых манипуляторов было европейского производства, имеющих шарнирно-сочлененную схему складывания и жесткую подвеску крюка. Впоследствии значительную долю рынка заняли новые КМУ с телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. Такая конструктивная схема является традиционной для Японии и Кореи. Основная масса поставляемых в Россию "бэушных" кранов-манипуляторов также имеет тросовую подвеску крюка. В свою очередь, на рост популярности у российских потребителей тросовых моделей откликнулись европейские компании, традиционно выпускающие КМУ складного типа. Тросовые КМУ сейчас есть у PALFINGER и Hiab.


Складной кран-манипулятор можно разместить в заднем свесе, позади кузова


Многие потребители при выборе крана-манипулятора озадачиваются вопросом, на какой установке остановить свой выбор – на складной или тросовой? У каждого из двух типов кранов – складных и телескопических тросовых – есть свои плюсы и минусы. Однозначного ответа на вопрос: «что лучше, а что хуже?» нет: все зависит от конкретных задач и условий эксплуатации.

Приобретая тросовую КМУ клиент получает максимум крана: значительная часть реализованных за последние годы в России тросовых установок имеет большой вылет стрелы. Тросовые манипуляторы оснащены лебедкой, что позволяет работать ниже уровня земли (в ямах, колодцах и т.п.). Также тросовыми кранами возможна работа за препятствиями – за забором, стеной и т.п.


Установка КМУ на седельный тягач также находит применение 


Немаловажным фактором является более простое управление тросовой КМУ, не требующее, в отличие от складного, высокого профессионализма от оператора. Благодаря лебедке и тросу имеется возможность точно позиционировать груз, обеспечивать плавность подъема и опускания, чего нет у складных КМУ.

Росту популярности тросовых КМУ в России, наряду с перечисленными факторами изначально способствовал огромный поток дешевых б/у грузовиков из Японии, оснащенных тросовыми манипуляторами, что сформировало привычку к автомобилям с тросовыми КМУ. К тому же, зачастую клиент, выбирая грузовик с манипулятором, покупает некое универсальное транспортное средство с грузоподъемным механизмом на все случаи жизни, и тросовый вариант кажется наиболее предпочтительным. Также наводнившие в последние годы рынок недорогие тросовые КМУ корейского производства привлекают своей относительно невысокой стоимостью – меньшей, чем у складного манипулятора аналогичной грузоподъемности. Складной манипулятор также можно оснастить лебедкой, но цена такой комплектации естественно будет еще выше.


Компактная складная КМУ, смонтированная внутри фургона автомобиля технической службы


Есть у тросовых кранов, по сравнению со складными, и свои минусы.

Во-первых, это более высокая собственная масса, отнимающая часть полезной грузоподъемности базового автомобиля. Во-вторых, по сравнению со складными (в особенности, Z-образными) КМУ их компактность в сложенном состоянии оставляет желать лучшего – если стрела крана находится над грузовой платформой, она ограничивает габариты перевозимого груза. Кроме того, тросовые КМУ, в отличие от складных, имеют ограниченные возможности по использованию сменного рабочего оборудования. Еще один недостаток тросовых КМУ – невозможность перемещения груза внутрь помещений на большой высоте (например, в окно строящегося здания). Зато с такой операцией прекрасно справятся складные манипуляторы.


Тросовая КМУ – это максимум крана: большой вылет стрелы; возможность работы ниже уровня земли и за препятствиями; точное позиционирование груза и плавность подъема/опускания (на фото: КМУ Kanglim 1256 на шасси Isuzu FVR 34 "Русавтогид" http://rusavtogid.ru)


У тросовых и складных кранов-манипуляторов есть предпочтения, обусловленные региональными особенностями. Тросовые КМУ популярны в азиатских странах, в то время как в Европе они практически не используются. На это имеется ряд причин. Складной манипулятор может выпускаться с различным вылетом стрелы, разными типами конфигурации внутренней и внешней стрел, может оснащаться разнообразным навесным оборудованием, то есть конфигурацию манипулятора можно подобрать индивидуально под конкретные задачи клиента. Таким образом, для Европы, где топливо и рабочая сила довольно дорогие, складные манипуляторы являются более предпочтительными: клиент подбирает себе установку в оптимальной конфигурации. Да и квалификация европейских операторов, как правило, более высокая. Для азиатских стран, наоборот, характерна низкая стоимость рабочей силы. Задачи же для манипулятора, как правило, неопределенны: кран приобретается на все случаи жизни. Квалификация операторов довольно низкая, происходит частая смена персонала. По всем перечисленным параметрам Россия занимает промежуточное положение, в сопоставимых долях у нас продаются как тросовые, так и складные КМУ.


При всех своих многочисленных достоинствах тросовый кран-манипулятор "съедает" часть пространства над грузовой платформой. При перевозке габаритного груза это может стать помехой


На российском рынке получили распространение различные марки отечественных и зарубежных складных манипуляторов. Среди них – отечественные краны-манипуляторы "ИНМАН", PALFINGER INMAN, АНТ, "Синегорец"; гидроманипуляторы для леса и лома "Велмаш", "Атлант", "Майман"; гидроманипуляторы для лома "Соломбалец". Зарубежные КМУ – PALFINGER, Fassi, Amco Veba, Hiab, Effer, Ferrari, PМ, HYVA и др. Гидроманипуляторы для леса – PALFINGER Epsilon, Hiab Loglift, Hiab Jonsered; гидроманипуляторы для лома – PALFINGER Epsilon, Hiab Jonsered.

Перечень тросовых КМУ также весьма представителен: отечественные тросовые модели – PALFINGER INMAN, "ИНМАН", а также специальный многофункциональный кран-манипулятор серии МКМ-200 алапаевского завода "Стройдормаш"; зарубежные – Unic, Tadano, Hiab, Kanglim, Soosan, DongYang, Horyong, HKTC, Taurus, CS Machinery и др.


Вариант применения КМУ на тракторе 


Больше, чем кран

 

Идея расширения функциональных возможностей строительной техники, повышения ее универсальности давно оправдала свою жизнеспособность. С каждым годом эта мировая тенденция продолжает развиваться, что подтверждают новые разработки в области сменного навесного оборудования к различным строительным машинам. Краны-манипуляторы не стали исключением, поскольку использование сменных рабочих органов значительно расширяет спектр применения грузоподъемного оборудования.


Многофункциональная краноманипуляторная установка МКМУ производства ООО "Автомеханический завод" может работать как кран, бур и автогидроподъемник


Российские и зарубежные производители КМУ помимо стандартной крюковой подвески, как правило, предлагают набор сменного навесного оборудования. Также навески можно приобрести и у сторонних изготовителей. Для тросовых манипуляторов перечень навесного оборудования весьма ограничен, как правило, это бур и люлька для подъема людей на высоту. У складных КМУ спектр навесного оборудования шире – помимо люльки и бура выпускаются разные типы грейферов для сыпучих грузов и металлолома, всевозможные захваты для штучных изделий, палетные вилы и т.д.


Складная КМУ, оснащенная грейфером


Распространенным навесным оборудованием, как для тросовых, так и для складных КМУ, является монтажная люлька, применяемая для выполнения строительно-монтажных и отделочных работ, замены ламп уличного освещения, сбивания наледи с козырьков крыш, спиливания веток, установки рекламных щитов и т.п. Опционально люльки могут оснащаться изоляцией для обслуживания электрических сетей напряжением до 1000 В. В зависимости от модели КМУ люлька устанавливается на фланец на оголовке крановой стрелы или через специальный адаптер. Люльки различаются вместимостью и грузоподъемностью.


Модификация складного крана-манипулятора, предназначенная для эвакуации автомобилей


Гидравлический бур – еще один популярный вид сменного рабочего оборудования. Он может использоваться на тросовых и складных кранах-манипуляторах. Бурильное оборудование применяется в промышленном и гражданском строительстве для бурения скважин под опоры электрических и радиотрансляционных сетей, под свайные фундаменты, столбы ограждений и дорожных знаков, при посадке деревьев, а также для завинчивания свай. В случае установки складного устройства и системы крепления на стреле облегчается перевод шнека в нерабочее положение, а также уменьшается время простоя, необходимое для монтажа-демонтажа шнека. Бурильное оборудование подбирается по мощности привода (крутящему моменту), диаметру и длине шнека (в том числе, с удлинителем).

КМУ складного типа, опционально укомплектованная лебедкой и тросовой подвеской крюка


Для манипуляторов складного типа одним из самых распространенных типов навесного оборудования являются грейферы. Они бывают различными и применяются в зависимости от вида работ.

Для работы с сыпучими материалами применяют двухчелюстные ковшовые грейферы. При помощи их можно не только производить погрузку-разгрузку сыпучих веществ, но и использовать их в качестве мини-экскаваторов при выборке грунта для траншей, ям и котлованов. Основная характеристика – объем ковша.


Тросовая КМУ Horyong HRS 216, оснащенная буровым оборудованием и монтажной люлькой, полностью обеспечивает потребности энергетиков ("Русавтогид" http://rusavtogid.ru)


Захваты для перемещения леса – отдельный класс грейферов. Они предназначены для механизации погрузо-разгрузочных работ при перемещении длинномерных материалов – погрузки-разгрузки, подтаскивания и штабелирования лесоматериалов. Данное оборудование позволяет эффективно работать не только с бревнами круглого сечения, но и осуществлять захват-перемещение других изделий, например, труб. Грейферы для леса различаются площадью поперечного сечения рабочего органа (площадью захвата).


Тросовая КМУ с люлькой


Захват для труб, применяемый на КМУ


Грейферы для лома – одна из разновидностей специальных захватов, предназначенных для механизации работ по погрузке-разгрузке металлического вторсырья. Несмотря на то, что все механизмы основаны на многолепестковой конструкции, существуют модификации этих устройств, различающиеся количеством и конфигурацией лепестков, а также объемом, что позволяет наиболее рационально применять данные грейферы для грузов с разными характеристиками.

Еще одна разновидность грейферов – вильчатые. Их используют для погрузки и выгрузки силоса, сенажа, соломистых органических удобрений, спрессованных рулонов сена.


Вильчатый грейфер, устанавливаемый на КМУ


Для работы с палетированными грузами на стандартных поддонах применяются вилочные захваты (палетные вилы). Некоторыми производителями выпускаются палетные вилы как с механической, так и автоматической регулировкой. Для погрузки штабелей из кирпича, а также одиночных бетонных изделий, бордюрного камня применяются специальные захваты.


Кран-манипулятор с палетными вилами


Ломовоз, оснащенный гидроманипулятором с многолепестковым грейфером 


Помимо перечисленного ряд компаний предлагает и другое навесное оборудование. Например, устройства разгрузки мусорных контейнеров, ротаторы для точного позиционирования любых грузов, системы эвакуации автомобилей, гидравлический захват, предназначенный для укладки труб и установки столбов, экскаваторный ковш и т.д.

фото автора и компаний-производителей 

 

Автор статьи выражает признательность за помощь в предоставлении статистической информации ООО "Айди-маркетинг" (www.id-marketing.ru).