+7 (831) 216-00-76, +7 (831) 413-58-98, +7 (831) 216-29-83 (факс)


Архив выпусков2018СентябрьМестный ремонт шин

Рассматриваем технологии и расходные материалы для местного ремонта шин



            Любое значительное повреждение шины опасно и может привести к серьезным последствиям. "Травма", нанесенная шине, кроме угрозы безопасности приносит, учитывая стоимость шины, значительный материальный ущерб. Но сегодня все шире действуют технологии, благодаря которым доля неподлежащих ремонту шин снижается. О некоторых из них – в статье.

 

Многообразие заплат и пластырей

 

Расходные материалы для ремонта камер и шин – товар ходовой. Количество транспорта растет год от года, стоимость шин, особенно грузовых, сельскохозяйственных или автобусных, не говоря уже о крупногабаритных, не позволяет ими "разбрасываться", а чтобы шина после бокового пореза или прокола протектора прошла не одну тысячу километров, нужно отремонтировать ее качественно.

Конкуренция на рынке расходных материалов большая. Rema TipTop, Omni, Prema,Tech, X-Tra Seal – это все американские компании, контролирующие импорт материалов для ремонта шин на российском рынке. Их слегка "разбавляют" немногочисленные бренды из других стран, например, Maruni из Японии или Ferdus из Чехии. Американцы отстаивают свое место на нашем рынке и конкурируют между собой, а также с крупнейшим производителем шиноремонтных материалов в стране, компанией "Россвик".

Вулканизационная резина – один из наиболее распространенных материалов, применяемых в технологиях шиноремонта. Существует, например, специальная камерная смесь, используемая только для вулканизации камер. Она характеризуется высокой прочностью на растяжение.

Сырая резина имеет важное значение в "холодной" технологии шиноремонта. Используется как дублирующий слой для укрепления как радиальных, так и диагональных пластырей. Примером является резина фирмы Maruni – Floater Gum.

Резина Maruni Floater Gum используется в качестве амортизационной базы под пластырь. Она продлевает срок его службы. Специальная резиновая смесь защищает края ремонтного пластыря от появления на них трещин. 



             Вулканизационная резина – один из наиболее распространенных материалов в технологиях шиноремонта


А сырая вулканизационная резина от компании Tip-Top предназначена для изготовления пластырей для ремонта шин методом холодной вулканизации. Продолжительность самовулканизации такого пластыря составляет 48 ч при температуре не менее 18 .

Резиновая смесь VUL-GUM, которую импортирует нам компания Tech, предназначена для "горячей" вулканизации. Эту смесь используют для наполнения пустот, образовавшихся при утрате резиновых элементов шины, также смесью VUL-GUM заполняют воронки дефектных участков на внешней поверхности шины. В дальнейшем, находясь под давлением при температуре 149 , каждые 10 мин. в смеси VUL-GUM вулканизируется слой резины толщиной 3 мм.

Анализируя состав сырой резины, мастер по ремонту шин может подобрать смеси, которые будут иметь после вулканизации ту или иную прогнозируемую твердость по Шору. В некоторых случаях, когда дефектное место располагается в области повышенных нагрузок, действующих при движении, повышенная прочность вулканизированной резины будет очень кстати.

Латки, заплаты, пластыри из специальных составов резины, армированные нитями корда, не менее важны при осуществлении ремонта, чем сырая резина. Для ремонта бескамерных и камерных радиальных покрышек компания Tech разработала радиальные заплаты серии Centech. С помощью этих заплат можно отремонтировать повреждения в любом месте протектора: в плечевой зоне или на боковине. Состав резиновой смеси и оригинальная конструкция пластыря обеспечивают сохранение ее эластичности в любых условиях, а также высокую термостойкость. В серию Centech вошли радиальные заплаты, разработанные для грузовых автомобилей, крупногабаритных и сельскохозяйственных шин.




Использование пластыря с кевларовым кордом  уменьшает вздутие на боковине шины


Компания X-Tra Seal предлагает радиальные заплаты для грузовых шин, усиленные кевларовым кордом. Такое конструкторское решение позволило снизить массу латки, сохранив ее эластичность на высоком уровне, а также уменьшить деформацию шины до минимума в области ремонта. Причем заплаты эффективно работают как при установке по одноэтапной технологии, так и при использовании двухэтапного метода ремонта.




Повреждение в зоне протектора: до и после ремонта по одноэтапной технологии


Растет популярность использования термопластырей производства "Россвик", которые используются для ремонта всех типов шин. При установке термопластырей применяют специальный термоклей, с большим сроком годности. При прогреве пластыря до 145 и создания давления в 3 атм специальный адгезивный слой пластыря приобретает высокую прочность. По надежности при ремонте отечественные термопластыри превосходят пластыри импортного производства. Также "Россвик" разработал и широко использует серию пластырей с металлическим кордом, основным назначением которых является ремонт радиальных грузовых шин с WVR-каркасом. Большие размеры и специальная форма термопластырей гарантирует им хорошую эластичность при работе шины, а также простоту монтажа. Производитель рекомендует использовать металлокордовые термопластыри в одноэтапной технологии, поскольку это позволяет пластырю приобрести дополнительную прочность, уменьшить вздутие в месте ремонта, и даже снижает нагрев шины при езде.


Усиленный термопластырь серии Du термо, два слоя корда, для ремонта шин погрузочной и карьерной техники, производство "Россвик"  


Для ремонта диагональных шин изготовителями шиноремонтных компонентов предлагается большой ассортимент диагональных пластырей для ремонта грузовых, сельскохозяйственных и крупногабаритных шин, а так же диагональные термопластыри для крупногабаритных шин и грузового коммерческого транспорта.

 

Ремонтировать за один или за два этапа?

 

Технологий ремонта боковых порезов и порывов протектора много, но всех их объединяет то, что в качестве ремонтных материалов используются сырые вулканизационные резины, резиновые заплаты, латки, жгуты и грибки, а также специальные клеи, пневмошероховальные машинки с насадками, экструдеры, вулканизационные машины различного типа и другой специнструмент.

Наибольшую популярность сегодня получили две технологии ремонта: одноэтапная и двухэтапная. В различных источниках эти технологии еще называют "термопресс" и "холодная вулканизация". Но последовательность операций в технологиях от этого не меняется.

Схематично одноэтапный метод ремонта радиальной шины заключается в следующем: вокруг поврежденного места на протекторе или боковине удаляют с помощью специального ножа и зачистной машинки слой резины таким образом, чтобы там образовалась небольшая воронка. Если имеются сломанные, ржавые, поврежденные нити корда, то их удаляют из зоны повреждения.

Вздутие на боковине шины в месте ремонта – нередкая проблема при ремонте радиальных шин. Опытным путем установлено, что при разрыве до трех нитей корда вздутия не наблюдается, либо оно бывает минимальным. Если порвано 4-6 нитей, то вздутие составит около 3 мм от поверхности шины. И чем больше разорвано кордовых нитей, тем вздутие становится заметнее. В случае разрыва более 7 нитей специалисты советуют использовать при ремонте термопластырь с кевларовым кордом, например, радиальный пластырь с волокнами арамида Tip Top серии 500-Aramid от компании Rema Tip Top.



Сырая резина с нейлоновым кордом 1,5х508 мм компании Rema Tip Top


Пластырь наносится на внутреннюю поверхность шины, поэтому внутри шины по размерам пластыря размечают участок вокруг ремонтируемого места. Размер и тип пластыря подбирается по "Таблице ремонтных размеров", предоставляемой производителем шиноремонтных материалов. В зависимости от типоразмера шины, размеров и расположения повреждения, определяется тип и размер необходимого ремонтного пластыря. Практически у всех производителей ремонтных пластырей лимиты максимальной ширины повреждений одинаковы, до 40 мм. Такие же лимиты и для ширины повреждений на боковине. В случае, если размер повреждения превышает табличные нормы, то, как правило, для грузовых и шин спецтехники ремонтники рекомендуют менять полностью протектор, или же покупать новую шину.




Для укрепления брекерного слоя в плечевой зоне используют пластырь с арамидным кордом


После тщательной зачистки места под пластырь ремонтируемый участок как снаружи, так и внутри смазывают клеем-цементом, и, после его полного высыхания, а это занимает до 45 мин., с внутренней стороны шины накладывают пластырь и прикатывают его валиком к поверхности шины.

Для заполнения поврежденного места с наружной стороны шины потребуется экструдер, с заправленным в него резиновым шнуром из сырой вулканизационной резины. Резину экструдируют в предварительно вырезанную воронку до полного ее заполнения, и накрывают сверху термостойкой пленкой.

Далее наступает этап вулканизации. Этот процесс при одноэтапном методе осуществляется с помощью вулканизатора, или автоклава, или иного вулканизационного оборудования. Пластырь и сырая резина, заполнившая воронку, вулканизируются одновременно, так называемым "горячим способом", при температуре 130-150 под давлением 4 кг/см2. В зависимости от толщины шины в месте дефекта время ремонта занимает 2-4 ч. После проверки того, что вулканизация состоялась, с поверхности шины сошлифовывается лишняя вулканизированная резина, при необходимости профилируется, восстанавливается протектор.

Технология ремонта крупногабаритных шин Tap-Rap, запатентованная в Италии, несколько напоминает одноэтапную технологию Tip Top, но итальянская технология сложнее, предполагает выполнение многих операций в процессе ремонта, и в ней используется полный спектр специальных материалов – пластыри, смеси, клеи и т.д.

К преимуществам метода Tap-Rap относят то, что соблюдение технологии ремонта гарантирует 100% прочность и высокую эластичность в зоне ремонта. Эффект эластичности, и, в то же время, высокой устойчивости к вздутиям или "шишкам", был достигнут за счет использования ремонтных пластырей, изготовленных из особой резиновой смеси, и имеющих оригинальную схему расположения кордовых нитей,

Уже более 10 лет популярность метода растет в Европе, у нас же пока метод широкого распространения не получил. Хотя ремонт по методу Tap-Rap позволяет спасти до 65% шин, которые еще совсем недавно считались "безнадежными" и выбрасывались. С помощью метода возвращаются к эксплуатации грузовые, карьерные, в том числе, сельскохозяйственные и крупногабаритные шины. Поэтому, несмотря на сложности, результат, которого можно достичь с помощью метода Tap-Rap, стоит того, чтобы этот метод развивать.



             

Стационарный вулканизатор с гибкими нагревательными элементами 


Горячая вулканизация лучше?

 

При двухэтапной системе ремонта радиальных шин сырая резина, заполняющая воронку в месте дефекта с наружной стороны шины, вулканизируется, а затем уже радиальный пластырь накладывается с внутренней стороны шины и прикатывается валиком. Вулканизация пластыря происходит при температуре 18-20, и занимает 24 ч. Если же температура ниже, то время вулканизации увеличивается до 72 ч.

Сравнивая оба метода, разработанные компанией Rema TipTop, можно сказать, что одноэтапная технология имеет некоторые преимущества перед двухэтапной. Во-первых, прочность соединения пластыря с шиной в первом случае гораздо выше. Во-вторых, длительность ремонтного цикла при одноэтапном методе гораздо короче. И третьим преимуществом "горячей" вулканизации является то, что для качественного ремонта пореза или отверстия в шине не требуется столь тщательно готовить поверхности шины, как при "холодном" методе.

Надо заметить, что для качественной вулканизации рекомендуется использовать вместо обычного плоского нагревательного элемента контурные накладки и подушки для выравнивания давления. Такие приспособления помогают сохранить первоначальный контур шины.

С целью устранения последствий наездов на острые предметы, сквозные и несквозные отверстия на протекторе или в боковинах у диагональных шин ремонтируются только по двухэтапной технологии, при которой сырая резина заполняет воронку в месте дефекта и вулканизируется отдельно, а затем устанавливается пластырь и самовулканизируется уже под действием температуры окружающего воздуха. Надо отметить, что благодаря конструкции диагонального корда, который образует несколько слоев и имеет перекрестное строение, вздутий на диагональных шинах даже при ремонте сквозных отверстий, не образуется. Тем более, что и в ремонтных диагональных пластырях нити корда располагаются перекрестно и в несколько слоев.

Итак, если резюмировать написанное, – ремонтом шин мы занимаемся, и даже новейшую технологию Tar-Rap освоили. Однако, по оценкам экспертов, на свалках сосредоточено до 800 тыс. т выброшенных покрышек, при этом, до 25% выбрасываемых шин могли бы еще поработать. Но ремонт шин на местах производится на самом примитивном уровне. Вот и получается, что колоссальный экономический ресурс мы просто вывозим на полигоны.


КОММЕНТАРИИ ОТ КОМПАНИЙ - СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕМОНТУ ШИН:


ИП Наумов А.С. (Группа компаний "ПетроМастер")

 

Лесная Поляна, 14, гор. Округ Дзержинск, Нижегородская обл. (Трасса М7, 398 км Москва-Нижний Новгород)

8-904-922-07-71

 

Специфика шинного сервиса  на трассе: «Все надо быстрее, прямо сейчас и желательно без денег»

 

Для ремонта шин мы используем материалы TECH и ROSSVIK.

При небольших повреждениях шины (боковые порезы до 3 мм, повреждения плечевой, протекторной зоны) используем материалы TECH. Чаще всего ремонт — одноэтапный «холодный» (экономия времени водителя). В некоторых случаях требуется применить двухэтапный ремонт с применением резины TECH и термопресса с подушками и нагревательными элементами. В этом случае также вулканизация заплаты/пластыря происходит холодным методом. Иногда также применяются пластыри  ROSSVIK с металлокордом (в случае дополнительного усиления места повреждения).

Заплаты TECH отличаются прочностью и одновременно отличной эластичностью. Это актуально, так как одна из самых частых проблем — потеря давления в шине. Единственный минус материалов TECH, особенно в нынешних условиях, — высокая стоимость.

При более серьезных повреждениях (когда нужно дополнительно усилить место повреждения), где требуется метод ремонта «горячая вулканизация» используем пластыри серии T (Термо) ROSSVIK  с металлокордом.

Сырая резина для вулканизации — TECH (25/3). Хорошо зарекомендовала себя как и при «горячих» ремонтах, «косметике» шины и даже при ремонтах пятен контакта. Удобно использовать с экструдером. 

Ножки, грибки, камерные заплаты — ROSSVIK. Хорошее соотношение цена-качество.


 

ООО «Торговая компания «Планета шин»

 

г. Н. Новгород, Московское шоссе, 302/1

г. Н. Новгород, Окская Гавань, 3

 г. Кстово, ул. Магистральная

 389-й км трассы М-7 «Волга»

(831) 272-52-26; 8-920-047-74-64

 

Для ремонта шин мы используем материалы TECH, Maruni и ROSSVIK.

Если говорить о сложных ремонтах, там где требуется вулканизация, то практически всегда используем одноэтапный способ, когда вулканизируется одновременно пластырь и сырая резина - это занимает меньше времени, без потери качества ремонта. В зависимости от повреждения используем заплатки с кордом или со специальными вставками. Приходится постоянно бороться с водителями, которые просят ускорить ремонт, заклеить кое-как без вулканизации. В таком случае остаются незакрытыми от воздействия влаги нити корда и дыра разползается, либо появляются грыжи и колесо "умирает" за короткое время. Мы постоянно переделываем ремонты и пытаемся спасти колеса, халтурно отремонтированные где-то на трассах.