+7 (831) 216-00-76, +7 (831) 413-58-98, +7 (831) 216-29-83 (факс)


Архив выпусков2018ДекабрьBusworld Russia: тенденции и реалии

Новейшие разработки на крупнейшем российском автобусном салоне


 

С 23 по 25 октября в столичном МВЦ "Крокус Экспо" прошел 2-й Международный автобусный салон Busworld Russia powered by Autotrans, организатором которого является компания ITEMF Expo. Генеральным партнером выставки выступает компания-организатор выставок бренда Busworld в мире – Busworld International.

Площадь нынешнего автобусного салона превысила более чем в 2 раза показатель предыдущей выставки двухлетней давности. По данным организатора, участие приняло 72 компании из 14 стран мира, которые разместили свои экспозиции на площади свыше 9000 м2. Впервые Busworld Russia powered by Autotrans сопровождался обширной деловой программой.

Выставка продемонстрировала современные тенденции в сфере городских и междугородных перевозок.

Тренд № 1 – это, конечно же, электробусы. Ведущие мировые державы активно переводят городской транспорт на автономную электрическую тягу. Мы тоже не лыком шиты, стараемся быть в тренде и не отставать. Число отечественных производителей электробусов становится все больше. При этом, каждый предлагает свое видение того, каким путем должна развиваться электрификация. Время покажет, чья конструкция окажется наиболее жизнеспособной.

Второе направление развития экологического транспорта, поддерживаемое нашим государством, – перевод на газомоторное топливо. Повышенная экологичность и экономичность – ключевые преимущества газовых машин. Однако одним из препятствий для их массового внедрения является слаборазвитая заправочная инфраструктура.

Беспилотный транспорт – еще один перспективный тренд, над которым работают российские и зарубежные инженеры. На прошедшей выставке можно было ознакомиться с парочкой отечественных беспилотников.

Ну, а текущие потребности перевозчиков (в первую очередь, частных, поскольку на повестке дня импортозамещение) готовы удовлетворить многочисленные продавцы китайской техники, коих на этот раз было заметно больше, чем на предыдущей выставке.

 

"КАМАЗ"

 

"КАМАЗ" в последние годы активно взялся за тему инновационного общественного транспорта и не перерастает удивлять новыми разработками. Нынешняя выставка не стала исключением.

Очередная новинка – низкопольный троллейбус KAMAЗ-62825 с увеличенным автономным ходом. Новая модель расширяет границы применения камазовского электротранспорта без привлечения дополнительных инвестиций, поскольку вся необходимая инфраструктура уже создана. Автономный ход троллейбуса составляет более 20 км, что позволяет ему проезжать существенную часть городского маршрута без контактных сетей, объезжать ДТП или менять свой путь следования в случае форс-мажора. При этом запас хода полностью восстанавливается от контактной сети всего за 20 минут. Предусмотрена рекуперация энергии при торможении, которая позволяет возвращать кинетическую энергию обратно в накопители, тем самым экономя электроэнергию. В качестве накопителя используются литий-титанатные аккумуляторы. Батареи такого типа используются на камазовских электробусах и уже успели себя положительно зарекомендовать в ходе эксплуатации. В просторном и удобном салоне троллейбуса имеется 33 места для сидения, место для крепления инвалидной коляски и аппарель. Полная вместимость троллейбуса – 85 человек.




Низкопольный троллейбус KAMAЗ-62825 с увеличенным автономным ходом


А вот электробус, еще пару лет назад казавшийся заоблачной перспективой, стал реальностью. На Busworld Russia компания показала серийный электробус КАМАЗ-6282, который уже поставляется для "Мосгортранса". Он демонстрировался в паре со станцией ультрабыстрой зарядки. Напомним, что "КАМАЗ" выиграл тендер на поставку 100 электробусов большой вместимости и ультрабыстрых зарядных станций в адрес "Мосгортранса". Машина в течение двух последних лет тестировалась на маршрутах Москвы и получила положительные отзывы. Первые серийные электробусы вышли на улицы столицы осенью этого года. А с 2021 года городские власти намерены полностью отказаться от закупок дизельных автобусов для использования на пассажирских маршрутах и сконцентрируются на приобретении электробусов.


Серийный электробус КАМАЗ-6282 со станцией ультрабыстрой зарядки


Также на стенде была представлена новая версия беспилотника – КАМАЗ-1221, более известного как "Ш.А.Т.Л.". Транспортное средство особо малого класса разработано "КАМАЗом" совместно с НАМИ и предназначено для передвижения по дорогам с твердым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения. Как отмечает руководство камского автогиганта, КАМАЗ-1221 – это лишь одна из моделей беспилотной техники, над которыми сейчас активно работают специалисты "КАМАЗа" в рамках развития интеллектуальных транспортных систем. 




Беспилотник КАМАЗ-1221 "Ш.А.Т.Л."




Беспилотник КАМАЗ-1221 осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах, определенных службой движения и выбираемых пользователями из предложенного перечня на маршруте. Интерфейс позволяет пассажиру управлять системой открывания дверей, системой выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, вызовом помощи, ручным открыванием дверей, а также использовать USB-порт для зарядки электронных устройств. Масса транспортного средства максимально оптимизирована: кузов выполнен из композитных материалов, рама изготовлена с использованием алюминиевых сплавов. Платформой для передачи сигнала 5G-модемов, установленных на электробусах, выступила пилотная зона сети пятого поколения "МегаФон".

 

 

"Группа ГАЗ"

 

"Группа ГАЗ" представила линейку новых моделей автобусов, что называется от мала до велика, – от компактной "ГАЗели NEXT" до сочлененного ЛиАЗа на 200 пассажиров.

Интересен беспилотный электробус на базе "ГАЗель NEXT". В автомобиле реализована возможность автономного движения в сложных погодных условиях и при отсутствии дорожной разметки. Система автопилота устойчива к кибератакам. Беспилотник обеспечивает полностью автономное передвижение по заданному маршруту. Система способна сама определять препятствия на маршруте (как стационарные, так и динамические) и производить либо корректировку маршрута для безопасного маневра, либо остановку автомобиля. На машине установлены высокоточные GPS/ГЛОНАСС-модули. Кроме того система включает в себя блоки инерциальной навигации, которые позволяют отслеживать местоположение в случае отсутствия спутникового сигнала (например, при проезде в тоннеле). Решения, реализуемые в рамках "беспилотных" проектов ГАЗа, планируется использовать не только на полностью автономных транспортных средствах, но и в системах активной помощи водителю ADAS, которые планируется серийно устанавливать на автобусы и автомобили "Группы ГАЗ".



Беспилотный электробус на базе "ГАЗель NEXT"


Микроавтобус на шасси повышенной грузоподъемности "ГАЗель NEXT 4,6" не столь экзотичен, как предыдущий экспонат, зато практичен. Новинка характеризуется повышенной вместимостью и предназначена для перевозки 22 пассажиров (16 сидячих и 6 стоячих мест).




Микроавтобус на шасси повышенной грузоподъемности "ГАЗель NEXT 4,6"


Новая модификация каркасного микроавтобуса "ГАЗель NEXT Citiline" изготовлена в соответствии с требованиями программы "Доступная среда". Большая накопительная площадка и специальная аппарель позволяют перевозить в салоне инвалидов-колясочников или пассажиров с детской коляской. Микроавтобус имеет 16 посадочных и 4 стоячих места. Высота салона в 190 см позволяет стоять в автобусе в полный рост.

Семейство автобусов "Вектор NEXT" пополнилось моделью увеличенной пассажировместимости "Вектор NEXT 8.8". Автобус имеет удлиненный до 8,8 м кузов и до 4,76 м колесную базу (по сравнению с кузовом 7,6 м и базой 3,8 м у младшей модели). Общая вместимость составляет 65 человек (включая 23 посадочных места и место для инвалидной коляски). Автобус представлен в модификации "Доступная среда". Это наличие механической аппарели, места для инвалидной коляски, низкопольной задней накопительной площадки, дверного проема шириной 0,9 м. Автобус оснащен двигателем ЯМЗ-53423 мощностью 170 л. с. и автоматической коробкой передач.




"Вектор NEXT 8.8" с кузовом, удлиненным до 8,8 м 


Ну, и конечно же, был представлен электробус марки ГАЗ. За последние пару лет без него не обходится ни одна профильная выставка. На этот раз вниманию посетителей предстал серийный образец, доработанный под требования "Мосгортранса". В рамках договора, заключенного с ГУП "Мосгортранс", "Группа ГАЗ" поставит в Москву 100 электробусов и станции ультрабыстрой подзарядки до конца марта 2019 года. Первые машины уже запущены в эксплуатацию. Согласно контракту, обслуживание электробусов будет осуществляться заводом в течение 15 лет. За это время пробег каждой машины составит порядка 1 млн км. Заключению контракта предшествовали эксплуатационные испытания на столичных магистралях, по результатам которых были внесены усовершенствования в конструкцию. Электробус разработан на базе низкопольного автобуса большого класса ЛиАЗ-5292. В нем установлены два асинхронных двигателя мощностью до 125 кВт и литий-титанатные батареи, обеспечивающие ультрабыструю зарядку. Модульный тип батарей позволяет эксплуатировать электробус на городских маршрутах любой протяженности. Электробус рассчитан на перевозку 85 пассажиров и имеет 27 посадочных мест с возможностью крепления кресла для пассажиров с ограниченными возможностями.



Серийный электробус ГАЗ


От Ликинского автобусного завода были еще две обновленные модели. Это междугородный/туристический автобус Cruise 2.0 и "гармошка" ЛиАЗ-6213.

Модернизированный Cruise получил новый экстерьер (пластиковые борта, скаты крыши, маску), новые пассажирские сиденья и современную мультимедийную систему, а также Wi-Fi, кондиционер с увеличенной мощностью до 40 кВт и обновленные индивидуальные сервис-блоки. Также появилась автоматическая система помощи водителю ADAS (Advanced driver-assistance systems), которая контролирует движение в пределах полосы по разметке, экстренно тормозит автобус при опасном сближении с препятствием и поддерживает заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля, в том числе в условиях ограниченной видимости. Обновленный Cruise первым из отечественных автобусов оснащен off-board-системой, которая удаленно диагностирует состояние основных систем и агрегатов машины.




Модернизированный Cruise

Рестайлинговая версия ЛиАЗ-6213 имеет обновленный дизайн передних и задних масок и укомплектован новой галогеновой оптикой. Автобус оснащен газовым двигателем ЯМЗ-536 мощностью 312 л. с., увеличенным с 9 до 13 количеством газовых баллонов, новым рабочим местом водителя, измененной планировкой салона, а также мультиплексной системой, позволяющей удаленно отслеживать более 300 параметров, системами видеонаблюдения, климат-контроля и ГЛОНАСС.

 

 

Volgabus

 

Volgabus – единственный производитель, который представил электробус с глубокой ночной зарядкой, не требующей строительства дорогостоящей инфраструктуры на маршруте. Именно эта концепция становится все популярнее в Европе. Глубокая ночная зарядка в период пониженной нагрузки на электросети и возможность отработать полный день на маршруте – ключевые преимущества электробуса "СитиРитм-12Е". Технологии энергосбережения и рекуперации позволили увеличить автономный пробег до 300 км, что превышает показатели конкурентов.

85-местный (26 мест для сидения) низкопольный электробус "СитиРитм-12Е" оснащен последовательно соединенными, герметичными литий-ионными аккумуляторами, составляющими вместе тяговую батарею на 300 кВтч. Привод – от двух встроенных в мосты электродвигателей общей мощностью 250 кВт.




Серийный электробус "СитиРитм-12Е" производства Volgabus 




12 регионов, в которых электробус "СитиРитм-12Е" работал на тестовых испытаниях, по достоинству оценили инженерное решение, не требующее строительства станций ультрабыстрой зарядки. На очереди первые контракты – 5 электробусов для Липецка и 10 – для Санкт-Петербурга. Согласно условиям закупки, электробусы должны располагать запасом хода протяженностью не менее 240 км при полной загрузке и использовании системы отопления салона. Зарядка транспорта будет осуществляться в автопарке и не потребует дополнительной инфраструктуры.

 

 

"ПК Транспортные системы"

 

Компания "ПК Транспортные системы" представила свою концепцию электробуса. При создании электробуса "Пионер" разработчики отталкивались от того, что перевозка пассажиров электробусом – это комплексная система, включающая: подвижной состав, зарядную инфраструктуру и систему аккумулирования энергии. Впервые в России в электробусе "Пионер" применяется мобильная аккумуляторная система (МАС), что позволяет увеличить дальность хода машины, при этом сохранить максимальную пассажировместимость. В прицепе размещены NMC аккумуляторы общей емкостью 150 кВт*ч, еще одна батарея на 50 кВт*ч установлена на крыше электробуса. Размещение аккумуляторов в прицепе позволяет эксплуатировать электробус без простоев, поскольку разряженный энергоприцеп можно быстро заменить на предварительно подготовленный со 100% зарядом. Общий запас хода "Пионера" на полностью заряженных аккумуляторах – порядка 200 км. Дополнительные плюсы МАС – отсутствие необходимости в модернизации существующей энергосистемы, отсутствие необходимости в строительстве зарядных станций, возможность последующей модернизации и возможность организации пригородного сообщения.




Электробус "Пионер" с мобильной аккумуляторной системой от "ПК Транспортные системы"




Каркас кузова "Пионера" выполнен из алюминия, несущая рама – из нержавеющей стали. Полностью низкопольный электробус имеет пассажировместимость 85 человек, в базовой комплектации предусмотрено 29 сидячих мест, а также место для пассажира с ограниченными возможностями. Электробус рассчитан на эксплуатацию в диапазоне от – 40°С до +40°С. В нем применена климатическая система с тепловым насосом и дополнительным электрическим отопителем для температур ниже –15 °С. От применения дизельного обогревателя производитель принципиально отказался.

 


MAN

 

Компания "МАН Трак энд Бас РУС" представила российской общественности современные транспортные решения для туристического сегмента.

"Главным шоу-стоппером" на стенде немецкого производителя, конечно же, был автобус MAN Lion's Coach. Официальная мировая премьера нового лайнера состоялась в 2017 году на выставке COMTRANS. Теперь он стал обладателем премии "Лучший коммерческий автомобиль года в России" в номинации "Туристический/междугородный автобус года".

MAN Lion's Coach отличается не только кардинально новым дизайном, но также впечатляет современными функциями и достоинствами, в числе которых эффективность, безопасность, высокий уровень комфорта. Благодаря многочисленным ассистирующим системам автобус обеспечивает максимальный уровень безопасности. В каркас MAN Lion's Coach интегрированы усиливающие элементы из высокопрочной стали, созданные по запатентованной технологии "труба в трубе", благодаря чему автобус способен принимать на себя на 50% больше энергии удара. Кроме того, его характеризует высокая экономичность, в том числе и за счет улучшенной на 20% аэродинамики по сравнению с предыдущей моделью.




MAN Lion's Coach – обладатель премии "Лучший коммерческий автомобиль года в России"


Представленный на выставке двухосный MAN Lion's Coach оснащен дизелем MAN мощностью 440 л. с., 12-ступенчатой автоматизированной КПП Tip Maticс системой облегчения начала движения MAN Easy Start и интардером ZF. Благодаря функции Smart Shifting переключение передач теперь происходит еще более плавно, при этом быстрее. В помощь водителю предусмотрены ассистирующие системы, в том числе, система слежения за дорожной разметкой LGS и топографический круиз-контроль MAN Efficient Cruise с функцией холостого хода Efficient Roll.




Туристический автобус Neoplan Tourliner


И если с обладателем премии российская публика познакомилась еще два года назад, то Neoplan Tourliner нового поколения впервые показали в нашей стране. В новой модели подредактировали дизайн, который, тем не менее, остался узнаваемым. Работа над аэродинамикой дала свои результаты – коэффициент аэродинамического сопротивления снизился до 0,36 – на 20% лучше по сравнению с предшествующей моделью. Помимо улучшения аэродинамических показателей, положительно отразившихся на снижении расхода топлива, уменьшение числа главной передачи до 2,73 также внесло свой вклад в экономичность на 10%. На выставке была представлена 14-метровая 3-осная версия Neoplan Tourliner L вместимостью 59 пассажиров с дополнительными опциями: бортовой кухней, холодильником, мониторами и туалетом. Объем багажного отсека этой модели составляет около 12 м3. Пассажирам предоставляются все существующие на сегодняшний день достижения в области обеспечения комфорта автобусных путешествий. Neoplan Tourliner оснащен всеми видами систем безопасности. Новейшая ассистирующая система MAN Attention Guard впервые появилась именно на Neoplan Tourliner. Эта система распознает снижение концентрации водителя и при необходимости выдает предупреждения, используя данные системы слежения за дорожной разметкой LGS. Обнаруживая потерю концентрации, система оповещает водителя визуальными, звуковыми и тактильными сигналами.

 

 

МАЗ

 

Минский автомобильный завод показал новинку – МАЗ-216, свой первый автобус особо большой вместимости с толкающим приводом и новейшим узлом сочленения от компании Hubner. За счет размещения силового привода не в головной, а в хвостовой части "гармошки" МАЗ-216, салон стал более тихим и просторным. Узел сочленения 24.2 немецкой фирмы Hubner выгодно отличается от серийной версии 19.5. Впервые его опробовали именно на белорусском автобусе, прежде он нигде еще не применялся. Автобус сделан полностью низкопольным – высота ступеньки над уровнем дороги составляет 34 см, а при использовании книлинга – 27 см. Привод осуществляется от 326-сильного двигателя Mercedes стандарта Евро-5 вкупе с автоматической КПП Allison. Для стран Евросоюза автобусы будут комплектовать моторами Евро-6. Топливный бак рассчитан на 300 л, но по желанию его могут увеличить до 400 л и перенести в задний свес первой секции. Новинка вмещает около 170 пассажиров, из них 40 сидячих. Конфигурацию салона можно менять в зависимости от пожеланий заказчика. Внутри предусмотрен мощный кондиционер с функцией обогрева.



 

Автобус МАЗ-216 с толкающим приводом и новым узлом сочленения Hubner


 

"Неман"

 

Еще один белорусский производитель автобусов – "Неман" – является не частым гостем на российских выставках, равно, как и его продукция на наших дорогах. На Busworld Russia представилась возможность всем желающим познакомиться с пассажирским транспортом из города Лида. Отметим, что с 2014 года ОАО "Лидские автобусы "Неман" входит в состав Минского завода колесных тягачей.

На стенде демонстрировались два автобуса среднего класса из нового семейства – Неман-420211-511 "Городской" и Неман-420234-511 "Туристический". Оба базируются на шасси Iveco, оснащенном двигателем Евро-5 мощностью 170 л. с. При габаритной длине 8780 мм и ширине 2330 мм максимальная пассажировместимость составляет от 28 человек в туристическом варианте до 44 – в городском.




Туристический Неман-420234-511 на шасси Iveco 




"Городской" оснащен удобными пассажирскими сиденьями, противоскользящим напольным покрытием, подсветкой подножек в зоне входных дверей, поручнями, информационной панелью и маршрутоуказателем. Также имеется площадка для пассажиров с ограниченными возможностями, где можно удобно разместиться вместе с креслом-коляской, поднявшись в салон автобуса по аппарели через заднюю дверь.

 "Туристический" оборудован эргономичными сиденьями с высокой спинкой и боковой поддержкой, имеющими механизм сдвижения к центру, трехточечный ремень, журнальную сеточку, столик, откидную подставку для ног. Сервисные блоки в багажных полках оснащены разъемами USB для зарядки мобильных телефонов. За счет стеклопакетов в салоне обеспечивается высокий уровень шумо- и теплоизоляции.

 

фото автора