+7 (831) 216-00-76, +7 (831) 413-58-98, +7 (831) 216-29-83 (факс)


Архив выпусков2019Январь/ФевральХотите развлечений? На «БелАЗ»!

Крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов: вид изнутри



На всем постсоветском пространстве «БелАЗ», отметивший в ушедшем году 70-летие, остается, пожалуй, самым удивительным автомобильным заводом. 
Занимающий треть мирового производства карьерных самосвалов, получивший в 2017 году рост прибыли в 14,5 раз и выручку более 790 млн долларов, выпустивший в том же году рекордное количество самосвалов грузоподъемностью свыше 90 тонн – 621 единицу, автогигант бережет свой бренд как национальное достояние. На рыночных принципах контролирует торговую марку, борется с контрафактом, при этом в лучших советских традициях пропагандирует промышленный труд и гордость за отечественные предприятия.



Охранять, лелеять…


Только за 2017-й и половину 2018-го года «БелАЗ» направил 17 исков в арбитражные суды России против фирм и компаний, которые использовали в своих названиях либо в доменных именах слово «БелАЗ». Практически все подобные иски автогигант выигрывает. На официальном сайте ОАО «БелАЗ» в разделе «Сервис и запчасти» опубликован список из 270 организаций, которые производят и реализуют неоригинальные запчасти либо незаконно используют товарный знак «БелАЗ». В октябре прошлого года, как сообщала пресс-служба «БелАЗа», был направлен иск и к одной из нижегородских фирм. Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск завода к компании «ТК Веллис» за незаконное использование товарного знака «БелАЗ». Причем, как сообщали белорусские СМИ, это уже второй иск к данной компании. Общая сумма штрафа, назначенная ей, составила 200 тыс. российских рублей. 
Но такие неприятные подарки не портили настроение производителю уникальных грузовых автомобилей. В сентябре и октябре 2018 года завод праздновал свое 70-летие. Праздновал, как подобает королю индустрии: с отчетами о достижениях, праздничными мероприятиями. Состоялся даже байкерский фестиваль H.O.G. Rally Minsk 2018, в рамках которого самосвал БелАЗ-75583 превратился в сцену для концерта и в фотозону. 




… и пропагандировать


А еще в эти дни завод посетило много не только официальных делегаций, но и туристов. Это вторая отличительная черта белорусского автозавода. Если в экономике он жестко борется за чистоту марки рыночными и юридическими методами, то в ее популяризации завод наоборот – очень открыт и гостеприимен. И это его заметно отличает от суровых автогигантов если не всего евразийского континента, то российских территорий точно. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь обычный любознательный турист из другой страны просто позвонил, скажем, на ГАЗ или ВАЗ и попросился в цех «посмотреть, как делают машинки». Даже музеи работают при многих автозаводах только в будни, что никак не укладывается в популяризацию бренда. 
В июле 2015-го года на «БелАЗе» начали развивать PR-проект «промышленного туризма» «БелАЗ – бренд Беларуси». Самосвалы-рекордсмены – часть истории Республики. Желание пропагандировать не только средневековые замки, не только аистов с соломенными крышами, но и техническую гордость – мощнейшие самосвалы и спецтранспорт – зрело давно и явилось закономерным развитием патриотических идей. 
За это время огромное количество туристов (организованных групп, школьников, студентов, индивидуальных групп) посетили завод в городе Жодино Республики Беларусь. Только за первый год проекта побывало более 3000 туристов из 11 стран мира. А для романтиков «БелАЗ» придумал совершенно особенный День святого Валентина – влюбленных катают на карьерном самосвале грузоподъемностью 130 тонн. Судя по отзывам, все в восторге.



Но в первую очередь все, конечно, стремятся посмотреть цех и площадку сверхтяжелых машин. Здесь красуются и рекордсмены – самые большие автомобили в мире, занесенные в Книгу рекордов Гиннеса – самосвалы «БелАЗ» грузоподъемностью 450 тонн. 
Вообще в цеху завода белорусские самосвалы целиком собираются очень редко: только с демонстрационными целями. Как правило, их доставляют к горнодобывающим карьерам по частям железной дорогой. Ведь эта махина весом до 800 тонн и шириной до 10 метров не может ездить по дорогам общего пользования – от дорог ничего не останется, да и остальным автомобилям придется терпеливо стоять на обочине.
Развивая туризм, завод не только показывает гостям историю и достижения, держа их в восхищенном трепете перед гигантами, способными закрыть своей тенью площадь города, но и то, с чем собирается входить в инновационное и цифровое будущее. 



Страшный сон. 130-тонный беспилотник


Совместно с российскими коллегами белорусские автоконструкторы 2 года назад представили 130-тонного «беспилотника». Такой «дом» без водителя смог бы работать в особо загрязненных, в том числе радиацией, зонах.
В конце прошлого года два роботизированных 130-тонника были отправлены для тест-драйвов на угольный карьер в Абаканском разрезе в Хакасии (Российская Федерация). Вместе с ними будет работать робот-экскаватор. Конечно, тяжелые «беспилотники» потребуют новой системы управления в карьере. Над этим идет сейчас работа. И как считают разработчики, все это в общей концепции роботизации и искусственного интеллекта горнодобывающей техники приведет к созданию «интеллектуального карьера». 
Апокалиптический ужас «Восстания машин» уже шевелит волосы? Это еще не все. Теперь о настоящих монстрах.




3-этажный дом на колесах


БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн выпущен в сентябре 2013 года, накануне 65-летнего юбилея завода. Автомобиль выше трехэтажного дома, без груза весящий 360 тонн, может работать при температуре окружающего воздуха от -50 до +50 градусов. Стоит «король карьеров» около 8 млн долларов. Его размеры: 20,6 м в длину, 9,8 м в ширину и 8,1 м в высоту. 
Но главная «высота», взятая конструкторами этого монстра, даже не сам размер, а способ, каким его смогли создать. Линейку сверхтяжелых машин наращивали постепенно: 130 тонн, 160, 220, 360. И вот, наконец, 450. Мировой рекорд. 450-тонник в январе 2014 года взял экспериментальный вес: бетонные блоки весом 503,505 тонны!
Но проблема в том, что нельзя сделать самую большую машину, просто увеличивая размер. Потому что одновременно растет в кубической пропорции и масса. В итоге пропорционального наращивания размера и массы в конструкции что-то где-то просто лопнет. Поэтому белазовским конструкторам пришлось искать совсем другие решения, отличные от технических устройств обычных грузовиков. 
Для каждой пары колес (а их 8, с диаметром шин 4 метра) установлен свой электродвигатель в 1200 кВт. Питают все четыре колесных мотора, работающих на переменном токе, два дизельных 16-цилиндровых двигателя MTU DD 16V4000 общей мощностью 4600 лошадиных сил. Инженеры сделали обе подвески колес (в отличие от других моделей) поворачивающимися. В результате махина 20-метровой длины и 10-метровой ширины имеет радиус поворота всего 19,6 метра! 



Электромеханическая трансмиссия позволяет машине при выходе из строя одного из электромоторов продолжить движение. 
За революционность и успешность разработки белорусские конструкторы получили премию шведской металлургической компании SSAB.
Особая проблема – резина для колес. Она же влияет и на цену. Одна шина стоит около 100 тысяч долларов. Ее взрыв огласит окрестность на 5 км, а от стоящих рядом людей останется пыль. Поэтому перегруз для «БелАЗов» противопоказан. И почти все ведущие шинные заводы с энтузиазмом конкурируют за создание сверхшин для сверхгрузовиков. 



…С высоты почти третьего этажа водителю «БелАЗа» видно далеко вокруг. А предельная скорость автомонстра в 64 км/ч настраивает на неспешный ритм. 
В городе Жодино каждый шестой житель работает на «БелАЗе». 112 га территории предприятия наполнены исключительно производственными узлами цикла (хотя с улицы никак не скажешь, что завод огромен). «БелАЗ» – единственный в мире завод с конвейерной сборкой карьерных самосвалов. Кроме них завод выпускает бульдозеры, машины для подземных работ, аэродромные тягачи и другую технику. В Россию поставляется около 60% продукции. 



И можно сказать, что кроме техники завод производит еще и нематериальные вещи: национальную гордость за трудовые победы, уважение и туристический интерес к своему бренду. 
фото Натальи Резонтовой