+7 (831) 216-00-76, +7 (831) 413-58-98, +7 (831) 216-29-83 (факс)


Архив выпусков2019АпрельАвтофургон особого назначения

Новый проект от ПСО "Волонтер НН" — автомобиль "ПоискПатруль"

Автофургон особого назначения


Редкая цепочка фигур медленно появляется из-за окутанной туманом лесной линии. Большинство людей — в форменных оранжевых жилетах и куртках, другие носят поверх камуфляжа водительские жилеты лимонного цвета. Через равные промежутки времени можно услышать, как кто-то кричит имя заблудившегося человека. Все замирают, в надежде услышать ответ, секунд на двадцать… Отклика нет… Старшие групп, сверяясь с компасом и картой, командуют по рации дождаться отставших, чтобы выровнять линию. Цепь прочеса медленно пропадает в тумане на другой стороне лесной поляны и исчезает из поля зрения.

Это классическое видение волонтеров поисково-спасательного отряда все дальше уходит в прошлое. Высокий уровень подготовки, обеспеченность техникой, самоотверженность и мотивация неоплачиваемых добровольцев-спасателей заставляют полицию и других людей в погонах относиться к волонтерам серьезно, считая их спасателями-профессионалами. Поисковые операции могут управляться системами глобального позиционирования Радиостанции волонтеров-поисковиков умеют автоматически передавать свое местоположение, отображаемое в реальном времени на электронной карте планирования поисковых операций. Современный статистический анализ, основанный на данных геоинформационных систем, в силах покончить с плохо управляемыми и медлительными цепями прочеса, в пользу большого числа хорошо подготовленных, быстро перемещающихся групп из 2-5 человек. Тактика их действий продиктована компьютерными расчетами. С развитием техники и накоплением у волонтеров многолетнего опыта стал доступен и сложный поведенческий анализ без вести пропавших. Координация поисковых групп и все компьютерные расчеты проводятся как дистанционно, так и прямо на месте — в мобильном центре управления спасательными операциями. От оперативности и массовости оповещения населения во многом зависят шансы на спасение пропавшего. Особенно, если речь идет о пропаже ребенка. В любых криминальных случаях, да и просто при неблагоприятных погодных условиях, дорога каждая минута. Крайне актуальна возможность прямо на месте поисково-спасательных работ распечатывать листовки-ориентировки. По объективным причинам подобные машины, впрочем, как и умение привлечь к массовым поискам местных жителей, пока отсутствуют у МЧС и других профессиональных служб. Автомобили для координации спасателей, оповещения населения, регистрации участвующих добровольцев и снабжения добровольцев-спасателей всем необходимым оборудованием, как зачастую и само оборудование, с успехом разрабатываются самими добровольцами.


Наш журнал уже писал в № 12/2018 о созданном Нижегородским добровольческим поисково-спасательным отрядом "Волонтер НН" на базе существенно доработанной полноприводной Газели "ПоискМобиле", специально предназначенном для вовлечения в участие в поисковых работах добровольцев из местного населения. Теперь настало время познакомить читателей с новой разработкой конструкторского бюро ПСО "Волонтер НН" — автомобилем "Поиск-патруль", созданным на средства Фонда Президентских грантов для добровольцев-спасателей "Юк-Спас" из небольшого городка Сокол в богатой лесными угодьями Вологодской области.



В качестве базы для многочисленных улучшений используется один из самых доступных по цене полноприводных дизельных автомобилей: ГАЗ-231073 "Соболь 4х4 Фермер". Выбор турбодизельного мотора обусловлен высокой топливной экономичностью, особенно на низких скоростях движения по бездорожью, на четверть большим запасом хода, и, конечно, типично дизельной тягой. Отдельное спасибо Горьковскому автозаводу за наличие под капотом подогревателя Webasto в штатной комплектации. Для современного дизеля с высоким КПД, суровой русской зимой — это просто абсолютно необходимая опция! Дополнительный воздушный отопитель Webasto AIR TOP отвечает за обогрев фургона. Вентиляцию обеспечивают специализированная накрышная фильтровентиляционная установка. Имеются и классические раздвижные окна с антимоскитными сетками. 


Подвеска доработана для установки грязевой резины BF Goodrich МТ новейшей серии КМ-3, размерность колес 235/85 R16. 


Неподрессоренные массы существенно уменьшены за счет легких и прочных, хорошо зарекомендовавших себя в автоспорте кованых дисков от компании "Слик". Рессоры усиленные, прогрессивного профиля. Амортизаторы, как и демпфер рулевой трапеции, — марки РИФ. Для преодоления бродов из всех агрегатов трансмиссии выведены высоко под капот сапуны, над кабиной смонтирован шноркель-воздухозаборник. В задней части машины дистанционно управляемая высокопроизводительная лебедка на 24 вольта с кевларовым тросом, системой блоков-полиспастов, доработанным роспуском. Имеется универсальное тягово-сцепное устройство с крюком, позволяющее буксировать по бездорожью как армейскую полевую кухню, так и обычный прицеп или трейлер для лодки, рассчитанный на сцепное устройство с шаром. Сертифицированный передний силовой бампер с защитой радиатора, кронштейнами для намотки троса, защитой противотуманных фар произведен компанией "Оранжевый Джип". В нижней части силового бампера имеется так называемый "американский квадрат" — быстросъемное крепление целого спектра "навесок". В зависимости от задач, могут устанавливаться и отвалы для снега, и держатели для перевозки мотоциклов, съемная лебедка или даже дополнительный фаркоп. Передний фаркоп, устанавливаемый буквально за считанные секунды, поможет закатить прицеп в гараж, спустить на воду трейлер с лодкой, развернуть прицеп на узкой лесной дороге.


О внедорожном прицепе речь зашла не случайно — он нужен волонтерам прочный, с высоким дорожным просветом, малыми свесами, и с колеей, точно повторяющий колею буксирующего вездехода. Конструкторы решили задачу, "подкатив" ось на рессорах и колесах от "Соболя" под "соболь-фермерскую" же грузовую платформу со штатным тентом. В ближайшем выпуске мы расскажем вам о необычной конструкции прицепа и необходимой добровольцам для спасания людей "начинке".


Требование легкости и прочности, обеспечения для экипажа возможности работать в практически любых встречающихся на территории страны температурных условиях, а также максимальной радиопрозрачности — ведь машина предназначена для обеспечения всех видов радиосвязи — вполне определило выбор материала и технологии. Используются склеенные под вакуумом теплоизоляционные сэндвич-панели из стеклонаполненного пластика, и дополнительно усиливающий прочность внешний каркас из толстостенных алюминиевых труб квадратного сечения. Внешний защитный каркас - очень нужная опция для эксплуатируемой в основном на грунтовых дорогах машины!

В машине имеется вся необходимая оргтехника с бесперебойным питанием, видеопроектор, может быть установлена мощная радиостанция с управлением по сети интернет, многоканальный мульти-SIM интернет-модем, обеспечивающий высокоскоростное интернет-соединение даже в зоне неуверенного приема, разработанная ПСО "Волонтер НН" уникальная система звукового и телевизионного оповещения населения. Ориентировки пропавших, информация о чрезвычайных ситуациях озвучиваются на много километров с помощью стадионного типа громкоговорителей и отображается на широкоформатном видеоэкране, смонтированном на задней стенке фургона. Впрочем, есть в составе спасательного оборудования машины и переносные мощные громкоговорители с беспроводными микрофонами — так называемые "звуковые маяки", предназначенные для автономной работы в лесу в течение многих часов.


Во всех отсеках машины, в том числе в кабине, имеются спальные места для отдыха отдежурившей смены. Комфорт водителя повышают стеклоподъемники с электроприводом, круиз-контроль.

Автомобиль функционирует как универсально оборудованный мобильный центр поисково-спасательных операций. Имеет вместительное хранилище для выдаваемого участникам поисков аварийного снаряжения. От аналогов отличается трансформируемым внутренним пространством, которое можно легко перенастроить для размещения носилок, кухонного инвентаря, душевой, туалетного блока, серверного шкафа в виброзащищенном подвесе, мини-типографии и других, зависящих от задач каждого конкретного поиска, нужд.

Перегородка-рольставня делит пространство низкопольного фургона на два независимых отсека, каждый из которых имеет отдельный вход. Такая компоновка позволяет прямо на месте поиска проводить совещания с участием представителей полиции, МЧС, СК, ГОЧС, координаторов добровольческих отрядов. Когда «цели ясны, задачи определены», кресла трансформируются, перегородка опускается, и команды узких специалистов приступают к работе, не мешая друг другу. 


В кабине дежурит связист. Ближний к ней отсек предназначен для регистрации и инструктирования добровольцев из числа местного населения, снабжения участников поисков всем необходимым, приготовления горячей еды и питья. Другой отсек — компьютеризированные рабочие места координатора поисков, картографа, звукооператора, оператора беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).


Интересно, что установленный на крыше в аэродинамической тени, образованной уступом кузова, БПЛА может взлетать и приземляться во время движения автомобиля, управляясь оператором с помощью планшета. Оказавшись в воздухе, беспилотник передает живые кадры группам реагирования на чрезвычайные ситуации, что позволяет спасателям дистанционно исследовать место происшествия и быстро оценивать повреждения, опасности, состояние людей, которые нуждаются в помощи.

По словам руководителя ПСО "Волонтер НН" Сергея Шухрина, растущая популярность отдыха за городом, а также возрастающий интерес к сбору грибов и ягод среди населения означает, что для волонтеров поисково-спасательных отрядов будет больше работы. Не удовлетворяясь своим текущим прогрессом, сообщество добровольческих поисково-спасательных отрядов продолжает стремиться в будущее в поисках новых концепций и методов. При наличии достаточного финансирования темпы важных изменений будут только расти. Действующие по всей стране негосударственные фонды, самый крупный из которых благотворительный фонд АФК "Система", а также правительственные Федеральное агентство по делам молодежи, Фонд Президентских грантов, призваны обеспечить надежное финансирование развития волонтерства, распространение передовых идей, методов поиска и спасания людей. И особый интерес, как новое явление, вызывает сложная специализированная спасательная техника, бесплатно создаваемая волонтерами для нужд волонтеров.


Производство рассчитанного на бездорожье сэндвич-фургона, все многочисленные работы по сварке алюминия, дробеструйной обработке, порошковой окраске, качественно, с предоставлением двухлетней гарантии, взял на себя один из лидеров среди предприятий страны по выпуску спецтехники — нижегородская компания "СпецМобиль-НН". Как вспоминает основной проектировщик машины, доброволец поисково-спасательного отряда "Волонтер НН", Ю. Марголин, выбор изготовителя фургона был очень непрост. Рынок спецтехники в Нижегородской области предельно насыщен. Однако многие предприятия работают только с недорогими материалами массового спроса, такими как оцинкованный стальной лист с полимерным или эмалевым покрытием, плакированный стальной лист. Дело пошло, когда волонтеры обратились с неформальным вопросом к поставщику пластика, армированного стекловолокном: "Кто из производителей автофургонов закупает этот материал всех больше, многолетним сотрудничеством с кем вы более всего довольны?" После подробного знакомства с возможностями конструкторско-технологических отделов таких производителей и производственными возможностями, право реализовать проект получило Нижегородское предприятие ООО "СпецМобиль-НН".

Завод спецтехники ООО "СпецМобиль-НН" производит кузова-фургоны с 2001 года. Количество работающих на предприятии — более 200 человек. Количество выпускаемой спецавтотехники — более 3000 единиц в год. Сотрудничает с основными производителями шасси, такими как ГАЗ, КАМАЗ, Урал, Isuzu, Hino, Hyundai, Iveco, Mitsubishi и другими. Оснащенные современным оборудованием цеха представляют собой единый крытый производственный комплекс общей площадью 16200 м2.


Поисково- спасательный отряд "Волонтер НН" создан в Нижегородской области в 2011 году. Со времени создания отрядом проведено более 2000 поисково-спасательных мероприятий в городской и природной среде. Найдены и спасены сотни заблудившихся и попавших в ЧС людей, переданы родным десятки погибших. Отряд активно занимается профилактической и просветительской работой среди детей и родителей.

Создана система оперативного распространения информации о пропавших. В 2019 году число подписчиков ПСО в социальных сетях достигло 60 000 человек. Отряд имеет 7 отделений в районах Нижегородской области. Общее число заполнивших заявление о вступлении в отряд — более 1700 человек. Ведется подготовка добровольцев спасателей для работы по технологиям «Лиза Алерт». Первый "ПоискМобиль" был создан отрядом ПСО «Волонтер НН» в 2017 году, и уже успел отлично себя зарекомендовать в поисковых операциях.

Новые технологии для спасения людей, повышения результативности участия добровольцев в поисковых работах разрабатываются в тесном сотрудничестве с операторами связи МТС и Теле-2, Нижегородскими ВУЗами, поставщиками снаряжения, IT-компаниями, Группой ГАЗ, исследовательскими центрами ПСО «Экстремум», г. Санкт-Петербург, Всероссийского студенческого корпуса спасателей, НООД «Лиза Алерт», добровольческим вертолетным ПСО «Ангел», г. Москва.