+7 (831) 216-00-76, +7 (831) 413-58-98, +7 (831) 216-29-83 (факс)


Архив выпусков2019СентябрьБыть на высоте

Российский рынок 18- и 22-метровых гидроподъемников


 


Автогидроподъемники (АГП) являются одним из наиболее востребованных на рынке типов грузоподъемной техники. Они широко применяются в различных областях хозяйственной деятельности, при выполнении высотных работ — для подъема рабочих с материалами и инструментом при проведении ремонтных и строительно-монтажных работ, а также для обслуживания зданий, сооружений и устройств энергетического и коммунального хозяйства. Использование в качестве базы автомобильных шасси делает подъемники очень мобильными, что удобно для их оперативной переброски на объект. Применение базовых шасси высокой проходимости расширяет сферу применения, позволяя эксплуатировать подъемную технику в условиях бездорожья. На российском рынке предлагается широчайший спектр АГП, различающихся высотой подъема и базовым шасси — от 12-метровых компактов на базе "ГАЗели" до гигантов с высотой подъема 100 и более метров на многоосных спецшасси.

 

Особенности рынка

 

За последние 15 лет на российском рынке автогидроподъемников произошли значительные изменения. В первой половине 2000-х годов в России функционировало более десятка предприятий, выпускавших АГП. Большинство из этих заводов выпускало коленчатые подъемники, разработанные еще в советский период. По разным причинам (некоторых заводов уж нет, а другие сменили специализацию) прекращено производство АГП на краснодарском заводе "Мехпромстрой", Людиновском машиностроительном заводе, Ставропольском заводе автомобильных кранов "КРАСТ", Абаканском экспериментально-механическом заводе, Магнитогорском заводе "Ремстроймаш", Нижегородском машиностроительном заводе, подольском заводе "Стройтехника", Нижнетуринском машиностроительном заводе "Вента", Ульяновском механическом заводе № 2. До кризиса объем производства АГП на российских предприятиях составлял порядка 1500 единиц в год. Значительны были поставки с Украины: мелитопольский завод "Гидромаш" экспортировал в нашу страну по несколько сотен АГП в год. Кроме того, большой популярностью в ту пору пользовались «бэушные» подъемники (в основном из Японии), годовой объем импорта которых превышал 1000 единиц.

В настоящее время ситуация на рынке уже не та что прежде. Суммарный объем не превышает 1000 автогидроподъемников. Отечественные заводы, которые осуществляют полный цикл производства АГП — от проектирования до изготовления металлоконструкций и окончательной сборки, — можно пересчитать на пальцах одной руки, да и объемы выпуска, по сравнению с докризисным периодом, у них существенно снизились. Из "старичков" теперь в строю только Казанский электромеханический завод, санкт-петербургский завод "Автогидроподъемник" и Завидовский экспериментально-механический завод. Торжокский завод "Пожтехника", являвшийся в тучные нефтедолларовые годы одним из крупнейших поставщиков автогидроподъемников, в настоящее время практически свернул программу АГП гражданского назначения, сосредоточившись на традиционной для себя продукции — пожарных автомобилях, в том числе пожарных подъемниках. Однако на место прежних игроков пришли новые.

Новый тренд, наметившийся во второй половине 2000-х годов, — установка импортного подъемного оборудования на шасси российскими предприятиями. Год за годом число таких производителей становилось все больше, этот процесс продолжается и в настоящее время. Причем в ход идут уже не только иностранные надстройки, но и отечественные, а также поставляемые из ближнего зарубежья. Из иностранцев у нас наиболее популярны итальянские и корейские АГП. Из ближнего зарубежья до недавних пор к нам массово поставлялись украинские подъемники, в настоящее время их место заняла белорусская техника.

За сравнительно короткий период с того момента, как в России стали массово предлагаться иностранные автогидроподъемники, вектор приоритетов у потребителей весьма стремительно стал склоняться в их пользу. Помимо таких параметров, как надежность и качество, импортные подъемники обладают компактностью и малой собственной массой. В их конструкции применяются высокопрочные стали, алюминий и пластик. Стрелы выполняются многосекционными, что делает подъемник в транспортном положении очень маневренным. Люльки выполняются поворотными. И если самые массовые отечественные АГП с высотой подъема 18 и 22 м можно устанавливать только на среднетоннажные шасси, то для зарубежных подъемников с такой же и даже большей высотой подъема вполне подходят малотоннажники типа "ГАЗели" и ее аналогов.

Конечно, нельзя сказать, что отечественные производители автогидроподъемников стоят на месте и не создают ничего нового — и у них появляются новые модели, превосходящие по своим параметрам технику, созданную в былые годы. Важным шагом вперед стало освоение выпуска телескопических подъемников, заменивших устаревшие коленчатые. Такая конструкция позволила существенно уменьшить габаритную длину АГП, а также понизить центр тяжести и улучшить устойчивость машины. Дальнейшим развитием конструкции телескопических подъемников стало применение укороченных в сложенном положении стрел за счет увеличения количества секций. Установка люльки со складным ограждением — еще один способ уменьшить габариты, но уже по высоте. Внедрение механизма поворота люльки добавило в актив отечественных АГП еще один плюс.

Несмотря на то, что все отечественные производители АГП добавили в свои производственные программы более современные телескопические подъемники, модели с коленчатой стрелой пока не отправлены в отставку, ряд заводов продолжает их выпускать. Недостатки коленчатых подъемников окупаются с лихвой низкой стоимостью, простотой в эксплуатации, обслуживании и ремонте.

 

18 и 22 метра

 

Наиболее востребованы на российском рынке автогидроподъемники с высотой подъема 18 и 22 м. Они очень удобны для работы в условиях городов: компактны, мобильны и позволяют выполнять высотные работы на основной массе городских объектов. В качестве базовых для них используются, как правило, доступные шасси отечественных среднетоннажных грузовиков, в недавнем прошлом — ГАЗ и ЗИЛ. В настоящее время, в связи с ликвидацией ЗИЛа, подъемное оборудование монтируют преимущественно на шасси ГАЗ, реже — на другие марки автомобилей, в том числе иностранные. Некоторые модели иностранных 18- и 22-метровых подъемников устанавливаются даже на малотоннажные грузовики "ГАЗель" и им подобные.

АГП с такой высотой подъема широко применяются в городских электросетях, коммунальных службах, в строительстве, рекламных службах, арендных компаниях, технических службах Госавтоинспекции и т.д. Практически все отечественные производители имеют в своих линейках 18- и 22-метровые модели. О них и поговорим подробнее.

Казанский электромеханический завод — старейший отечественный изготовитель, специализирующийся на производстве автоподъемников с 1957 года. В модельном ряду предприятия представлено несколько семейств подъемников в рассматриваемом высотном диапазоне. Это и классические коленчатые 18- и 22-метровые подъемники серий ВС-18 и ВС-22, и телескопические модели АПТ-18, ПСС-131.22Э, ТА-18 и ТА-22.

                  
Коленчатый подъемник ВС-22.02 на шасси "ГАЗон NEXT", КЭМЗ


Модель ВС-18.04 имеет наибольший вылет 6,8 м и максимальную грузоподъемность люльки 250 кг, базовые шасси — ГАЗ-3309, ГАЗ-33086 и "ГАЗон NEXT". Подъемники серии ВС-22 выпускаются в 2- и 3-коленном исполнении. У них максимальный вылет 9,5 м, а грузоподъемность люльки 250 кг. Шасси — ГАЗ, КАМАЗ, Урал.

Телескопический подъемник АПТ-18 имеет высоту подъема 18 и вылет 12 м. Грузоподъемность люльки — 250 кг. Базовые шасси – ГАЗ-3309, -33086, "ГАЗон NEXT", в том числе с 2-х рядной кабиной, КАМАЗ-4308, -43253.

Телескопический подъемник ПСС-13.122Э характеризуется высотой подъема 22 м,

вылетом стрелы 12,25 м и грузоподъемностью люльки 250 кг. Модификация ПСС-131.22Э(300) имеет поворотную на ±45° люльку с увеличенными геометрическими размерами.

Наиболее современными являются телескопические подъемники ТА-18 и ТА-22. Стрелы для них изготавливаются в Германии из высокопрочной шведской стали. На подъемниках установлена усовершенствованная система безопасности управления и контроля, позволяющая в зависимости от нагрузки в люльке изменять вылет стрелы. Базовые шасси – ГАЗ-3309, -33086, "ГАЗон NEXT", в т.ч. и с 2-х рядной кабиной.

                  
Телескопический подъемник ТА-22 на шасси ГАЗ-3309, КЭМЗ


ТА-18 и ТА-22 имеют компактные размеры и пониженный вес навесного оборудования, обеспечивают высоту подъема 18 и 22 м соответственно, наибольший вылет 8,5 м при нагрузке 250 кг и вылет 10 м при нагрузке 120 кг. Люлька — складная алюминиевая. Пропорциональное электрогидравлическое дистанционное управление (кабель длинной 5 м), обеспечивает установке плавность и точность перемещения рабочей платформы в пространстве. На подъемниках установлена усовершенствованная система безопасности управления и контроля, позволяющая в зависимости от нагрузки изменять вылет стрелы. Для исключения возможности повреждения гидравлические шланги и электрический кабель смонтированы внутри стрелы. В качестве базовых применяются шасси ГАЗ, "ГАЗон NEXT". Все модели автогидроподъемников КЭМЗ оснащаются электроизолированной люлькой, что позволяет выполнять обслуживание электрических установок напряжением до 1000 В без его отключения.

Завод "Автогидроподъемник" — еще одно предприятие отрасли, стоявшее у истоков производства автомобильных подъемников. Выпуск первых автовышек здесь был освоен в 1950 году. Совместный проект завода "Автогидроподъемник" и компании "Техинком" получил собственный бренд MARS. Как отмечает производитель, автогидроподъемники MARS отличаются передовыми конструкторскими и дизайнерскими решениями. В рассматриваемом диапазоне высот представлена 18-метровая модель MARS/18 на шасси ГАЗ-33088 с двухрядной кабиной. С некоторой натяжкой сюда можно отнести 23-метровый подъемник MARS/23 на шасси "ГАЗон NEXT" с двухрядной кабиной. 

                  
Телескопический подъемник MARS/18 на шасси ГАЗ-33088, "Автогидроподъемник"


В числе основных особенностей подъемников MARS — раздельный опорный контур, компактные габаритные размеры, максимальные функциональные возможности в базовой комплектации, унификация комплектующих. Гидравлические рукава и электрические кабели размещаются внутри стрел, что позволяет защитить их от повреждений. В качестве опции предусмотрен выносной пульт на кабеле, возможно исполнение с радиоуправляемым пультом. Все подъемники комплектуются алюминиевой люлькой с углом поворота в горизонтальной плоскости ±90°.

Завидовский экспериментально-механический завод до недавнего времени также выпускал коленчатые 18- и 22-метровые подъемники наряду с телескопическими, однако сейчас в производственной программе предприятия остались только модели с телескопической стрелой.

Подъемники ПСС-131.18Э с высотой подъема 18 м и вылетом 13 м представлены модификациями с 3-секционной стрелой решетчатого типа, а также с 3-секционной и 4-секционной цельнометаллической стрелой коробчатого сечения. Модификация с 4-секционной стрелой отличается компактной конструкцией и наличием функции поворота люльки на ±45°.

Лестничный подъемник ПСС-131.18Э на шасси "ГАЗон NEXT", Завидовский ЭМЗ


22-метровый телескопический подъемник ПСС 131.22Э с вылетом в 15,9 м оснащен 5-секционной стрелой. Использование такой стрелы сделало машину очень компактной, что позволило привязать данную установку к 2-осным шасси КАМАЗ и МАЗ, уложив стрелу подъемника за кабину так, что габарит по высоте не значительно превышает габарит автомобиля-шасси.

Телескопический подъемник ПСС 131.22Э на шасси Урал-4320, Завидовский ЭМЗ


Все подъемники имеют электрозащиту до 1000 В. В качестве базовых применяются различные доступные шасси отечественного и иностранного производства. В основном — среднетоннажники ГАЗ, кроме того, КАМАЗ, "Урал", МАЗ, Mitsubishi Fuso, Isuzu NMR85H, Hyundai HD 78, Isuzu NMR85H.

Автомобильный завод "Чайка-Сервис" http://www.chaika-service.ru на рубеже 2007-2008 годов приступил к освоению нового вида продукции — автогидроподъемников, совместно с итальянской компанией Socage. За более чем 10 лет производства машин данного типа предприятие сумело закрепиться на рынке АГП и составить серьезную конкуренцию старой когорте отечественных производителей, а также занять лидирующие позиции среди предприятий новой волны, специализирующихся на монтаже импортных АГП на шасси. 

                  

Телескопический подъемник "Чайка Socage" Т318 на шасси "ГАЗель NEXT", "Чайка-Сервис"



"Чайка-Сервис" осуществляет привязку специальных надстроек к различным шасси отечественного и зарубежного производства, дорабатывая, в свою очередь, шасси под монтаж оборудования. Благодаря малой массе (за счет применения высокопрочных сталей) и компактности навесного оборудования АГП со средней высотой подъема — 18-22 м — могут устанавливаться не только на среднетоннажники, но и на шасси полной массой от 3,5 т. Максимальный вылет на 18-метровых моделях достигает 13 м, на 22-метровых — 15,5 м. По типу исполнения средневысотные подъемники подразделяются на телескопические с расположением стрелы над кабиной (серия Т), телескопические с расположением стрелы за кабиной (серия Т) и рычажно-телескопические (серия DA). Подъемники комплектуются люлькой из алюминия грузоподъемностью до 300 кг с механизмом поворота люльки. Люлька может быть оборудована розеткой 220 В для подключения электроинструмента и выводом для подключения пневмоинструмента. Электроизоляция корзины на 2000 В включена в штатную комплектацию. В качестве базовых шасси применяются автомобили отечественного и иностранного производства.

            
Телескопический подъемник "Чайка Socage" Т318 на шасси Isuzu, "Чайка-Сервис"              


Завод коммерческого транспорта "РусКомТранс" вышел на рынок автогидроподъемников во второй половине 2000-х годов и на сегодняшний день изготавливает подъемники высотой до 75 м. В производстве преимущественно используется подъемное оборудование итальянской компании CTE. Телескопические АГП с высотой подъема 18 и 22 м предлагаются в двух конструктивных исполнениях: "люлька в заднем свесе", позволяющая осуществлять посадку в люльку в транспортном положении, и "люлька над кабиной", сохраняющая компактные габаритные размеры и проходимость базового автомобиля. Максимальный вылет 18-метровых моделей — 13,5 м, 22,5-метровых — 10,6 м. Грузоподъемность люльки — 300 кг. Применяемые шасси — любые отечественные и зарубежные, полной массой от 3,5 т. 

Телескопический подъемник АГП-18Т на шасси Hyndai HD78, "РусКомТранс"


В числе отличительных особенностей подъемников CTE — использование высокопрочных сталей, поворотная люлька с электроизоляцией до 1000 В и поворот колонны до 390°. В рабочей платформе может быть установлена розетка на 220 В и пневмовывод.


Телескопический подъемник АГП-22Т на шасси ГАЗ-3308, "РусКомТранс"


"Автомеханический завод" дебютировал на рынке АГП в 2012 году. Предприятие предлагает подъемники с оборудованием итальянской компании Isoli, с различной высотой подъема и разными стреловыми конфигурациями. АГП устанавливаются на шасси отечественного и иностранного производства полной массой от 3,5 т. Из рассматриваемых в нашей статье типоразмеров высоты подъема АМЗ выпускает 22-метровую модель АМЗ IS7. Она имеет максимальный вылет 11,3 м, грузоподъемность люльки составляет 250 кг. Люлька изготовлена из алюминия и имеет изоляцию до 1000 В, оснащена функцией поворота на ±90°, для подключения инструмента в люльке установлена розетка на 220 В. Управление — электрогидравлические. Угол вращения колонны — 550°.

                 
Телескопический подъемник  АМЗ IS7 на шасси  Hino 300, "Автомеханический завод"


Появление новых игроков на отечественном рынке автогидроподъемников продолжается по сей день. Причем, это не только фирмы, специализирующиеся на установке на шасси подъемного оборудования сторонних изготовителей, но и предприятия, сами разрабатывающие и изготавливающие все основные компоненты АГП.

Клинцовский автокрановый заводhttp://www.oaokaz.ru специализирующийся на выпуске автомобильных кранов, в последние годы активно диверсифицирует производство. В 2017 году завод представил свой первый автогидроподъемник с высотой подъема 36 м, а в минувшем году — 18-метровую модель АГП-18-2К "Клинцы", которая с 2019 года выпускается серийно. Конструкторы КАЗа предложили потребителям именно ту конфигурацию, которая пользуется наиболее высоким спросом на рынке — это телескопическая стрела с расположением рабочей платформы над кабиной в транспортном положении. Подъемник обеспечивает высоту подъема 18 м и горизонтальный вылет 12 м. Угол поворота колонны — 360°. Рабочая платформа имеет максимальную грузоподъемность 300 кг. Функция поворота рабочей платформы на ±90° обеспечивает максимально удобное расположение к рабочей поверхности, а система ориентации позволяет удерживать пол рабочей платформы в горизонтальной плоскости при любых углах наклона стрелы. Предусмотрена электроизоляция рабочей платформы до 1000 В. В качестве шасси может быть использован практически любой среднетоннажник — от бюджетного отечественного ГАЗона до иномарки.

                  
Телескопический подъемник АГП-18-2К "Клинцы" на шасси ГАЗ-33086, Клинцовский автокрановый завод


Завод "Гринмаш" — еще одно новое имя на рынке отечественных автогидроподъемников. Предприятие работает совместно с заводом "Тверьстроймаш", известным производителем полуприцепной и прицепной техники. Тверской производитель дебютировал с наиболее востребованными на рынке 18- и 22-метровыми автогидроподъемниками. Металлоконструкции подъемников — полностью собственного изготовления, выполнены с применением высокопрочной стали Domex, что позволило уменьшить массу надстройки при сохранении прочностных характеристик. Уменьшению массы подъемника также способствует использование алюминия, из которого выполнена люлька. Модель ПСС-131.18Э имеет высоту подъема 18 м, вылет 9/13 м и грузоподъемность люльки 300/120 кг. Вторая модель — ПСС-131.22Э — характеризуется высотой подъема 22 м, вылетом 9/13 м и грузоподъемностью люльки 250/120 кг. Электроизоляция люльки рассчитана на напряжение до 1000 В. Базовые шасси — "ГАЗон NEXT" и ГАЗ-3309 с 1- и 2-рядной кабиной.

                   
Телескопический подъемник ПСС-131.18Э на шасси "ГАЗон NEXT", "Гринмаш"


                  
Телескопический подъемник ПСС-131.22Э на шасси "ГАЗон NEXT", "Гринмаш"



Концерн PALFINGER — ведущий мировой производитель мобильного грузоподъемного оборудования — несколько лет назад вышел на российский рынок с новым продуктом — автогидроподъемниками. Производитель подразделяет свои подъемники на 3 потребительских сегмента — бюджетный, средний и премиум-сегмент. Техника среднего ценового сегмента выпускается в Италии. Итальянские АГП поставляются в Россию в виде навесного оборудования и здесь монтируются на шасси как смонтированными на шасси, так и в виде навесного оборудования. Подъемники премиум-сегмента выпускаются в Германии и поставляются только комплектными, на шасси, в диапазоне высот от 9 до 100 м. Более доступные по цене итальянские подъемники нашли свою нишу на российском рынке. Однако в линейке не оказалось таких хитов, как 18 и 22 м, ближайшие выпускаемые типоразмеры — 17 и 20 м. В этой связи в 2017 году была разработана новая 18-метровая модель PALFINGER P180T. В дальнейшем конструкцию подъемника доработали, и в 2018 году выпустили пилотную серию. С нынешнего года данная модель выпускается серийно в России на заводе "Велмаш-C" в Великих Луках, принадлежащем австрийскому концерну. Подъемное оборудование разработано и производится по стандартам PALFINGER из качественных комплектующих. Автогидроподъемник может монтироваться на шасси в двух исполнениях — "люлька над кабиной" и "люлька в заднем свесе". Грузоподъемность люльки составляет 300/80 кг в зависимости от вылета. Максимальный вылет — 10,7 м. Металлоконструкции подъемника изготовлены из высокопрочной стали. На люльке применен надежный стальной механизм горизонтального поворота и тензодатчик ограничения грузоподъемности взамен механического. В стандартную комплектацию входит пульт дистанционного управления. Данная модель является первым представителем в линейке бюджетных автогидроподъемников концерна PALFINGER и быстро стала бестселлером марки в России.

Компания "Луидор", являясь стратегическим партнером PALFINGER, выполняет установку подъемников PALFINGER P180T на автомобильные шасси, прежде всего, "ГАЗон NEXT" и ГАЗ-3308/3309. Монтаж подъемников на шасси выполняется на новом заводе "Луидор-Тюнинг", оснащенном современным технологическим оборудованием. Специализацией нового производства является выпуск спецавтомобилей с гидравлическими надстройками. Помимо автогидроподъемников PALFINGER предприятие также предлагает установку подъемного оборудования других изготовителей, в зависимости от бюджета заказчика — "ВИПО", Пинский завод "СММ" "Гринмаш", MARS.

                  
Телескопический подъемник PALFINGER P180T, смонтированный на шасси ГАЗ-33088 на заводе "Луидор-Тюнинг"


Упомянутые белорусские производители "ВИПО" и Пинский завод "СММ" в последние годы активно набирают популярность в России. Подъемное оборудование, выпускаемое этими предприятиями, широко используется российскими фирмами, осуществляющими установку АГП на шасси.

Телескопический подъемник PALFINGER P180T, установленный на шасси "ГАЗон NEXT" заводом "Луидор-Тюнинг"


Машиностроительная компания "Витебские подъемники" ("ВИПО") — производитель автогидроподъемников новой волны — дебютировала на российском рынке в 2011 году. Без преувеличения можно сказать, что на сегодняшний день это единственный изготовитель автогидроподъемников в СНГ, имеющий технологию конвейерной сборки, с возможностью выпуска до 45 машин в месяц. В производственном процессе используется самое современное оборудование. При изготовлении металлоконструкций применяется высокопрочная сталь Domex с пределом текучести 700 мПа. Предприятие освоило широкую гамму телескопических и рычажно-телескопических подъемников, в числе которых есть и наиболее популярные 18- и 22-метровые.

Лестничный подъемник ВИПО-18-01 на шасси "ГАЗон NEXT", "Витебские подъемники"


Подъемники серии ВИПО-18 с высотой подъема 18 м выпускаются в трех версиях — телескопический с люлькой, расположенной в заднем свесе; телескопический с люлькой, расположенной над кабиной; лестничный, с передним расположением люльки. Максимальный вылет этих подъемников достигает 12,5 м. Грузоподъемность люльки составляет: у телескопических — 300 кг, у лестничного — 250 кг. 22-метровые телескопические подъемники серии ВИПО-22 предлагаются в двух исполнениях — с люлькой, расположенной в заднем свесе, и с люлькой, расположенной над кабиной. Вылет стрелы на 22-метровых моделях составляет 12 м, грузоподъемность люльки — не более 300 кг. На телескопических АГП ВИПО-18 и ВИПО-22 возможна установка механизма поворота люльки на ±90°. В качестве базовых применяются шасси ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, Hino, Hyundai и другие.

                  
Телескопический подъемник ВИПО-18-01 на шасси МАЗ-4371, "Витебские подъемники"


Пинский завод средств малой механизации производит автогидроподъемники рассматриваемых типоразмеров — телескопические и коленчатые. Это и классика — коленчатые подъемники ВС-22 с высотой подъема 22 м. И более продвинутые 18- и 22-метровые модели ПМС-318 и ПМС-22 с электропропорциональной системой управления, импортной гидравликой и механизмом поворота люльки ±45° (на ПМС-22). И 18- метровые телескопические подъемники ВС-18Т, а также 22-метровые коленчато-телескопические ВС-22Т с электропропорциональным управлением. Кроме того, в настоящее время налажено сотрудничество с итальянской компанией Oil&Steel, у которой закупаются стрелы. Опорную раму для подъемников с покупными стрелами завод изготавливает самостоятельно. В таком варианте выпускаются телескопические подъемники ВС-18Т-05 с люлькой в заднем свесе, оснащенной механизмом поворота на ±90° и электропропорциональной системой управления. Опционально на все модели подъемников может быть установлена люлька с изоляторами для работы на ЛЭП до 1000В. Оборудование монтируется на шасси ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, Урал, Hyundai и др.

                  
Телескопический подъемник ВС-18Т на шасси "ГАЗон NEXT", Пинский завод "СММ"


                  
Коленчато-телескопический подъемник ВС-22Т на шасси "ГАЗон NEXT", Пинский завод "СММ"



фото автора и фирм-производителей