Не замерзай-ка!

Автономные отопители для коммерческого транспорта и спецтехники: кого выбрать? Что предпочесть – жидкостный или воздушный?

Автономные
воздушные отопители для грузовиков и спецтехники, в быту проще называемые
«фены» – сегодня неотъемлемая часть успешных перевозок и работы в условиях
низких температур. В России, где на большинстве территорий в году больше
холодных дней, чем теплых, без экономного обогревателя кабины на стоянках в
дальних перевозках не обойтись. Оптимальное решение этой проблемы – установка
отопителя, работающего на топливе независимо от двигателя. Главное его
преимущество перед штатной системой отопления – он работает при
выключенном двигателе, что существенно экономит топливо. 

 

Большая экономия для больших

Примерно до середины 90-ых годов грузовой транспорт на стоянке обогревался
штатным отопителем, что выходило «в копеечку». Подчас водители использовали
кто газовую плитку, кто паяльную лампу, что, разумеется, представляло
угрозу безопасности и жизни.

Кроме очевидного ущерба заработку при способе обогрева на стоянке
штатным отопителем наносится и ущерб окружающей среде из-за массы вредных
выхлопов. Сегодня за это можно быть привлеченным по всей строгости закона. Не
стоит думать, что если полиция не заметила, то проблемы нет: общество реагирует
на сутками загрязняющий среду автотранспорт очень активно. Особенно за рубежом.

Кроме обогрева воздуха в кабине водителя и других частях автотранспортного
средства, при сильных отрицательных температурах с его помощью можно
поддерживать нужные условия для перевозки груза. Например, чтобы не перемерзли
и не потеряли товарные качества овощи.

Чем больше грузовик, тем больше нужен отопитель.
Поэтому, не дожидаясь зимы, которая всегда приходит «внезапно», лучше заранее
обзавестись качественным устройством автономного отопления.

Автономные
отопители известных брендов не требуют текущего техобслуживания, но специалисты
советуют запускать их для профилактики пару раз в месяц минут на 20 и
в теплое время года, поскольку долгие простои вредны любой технике. Естественно,
проверить, все ли в порядке с «печкой», лучше и перед началом отопительного
сезона, не дожидаясь «белых мух».

 

Один из двух или оба сразу

 

Автономные отопители для коммерческого транспорта и спецтехники делятся на
две основные группы: жидкостные и воздушные.

 

Воздушный
нагревает только воздух в кабине. Дизельное топливо сгорает в камере устройства, нагревает
воздух через теплообменник и подает нагретый воздух в кабину. Такого типа
модели имеют тепловую мощность от 2 кВт. Расход топлива у
2-киловаттного отопителя в максимальном режиме 0,25 л/ч. Отопители
европейского производства работают в режиме максимальной мощности лишь пока
температура в прогреваемом объеме не достигнет желаемого значения, затем они
автоматически плавно снижают мощность и расходуют меньше топлива. В
результате средний расход не превышает 0,15 л/ч, при этом не происходит
резких скачков шума от отопителя – на случай, если он греет кабину, в которой
отдыхает дальнобойщик.

На срок
эксплуатации влияет качество солярки и еще такой фактор, как чистота в кабине
автомобиля. Если отопитель засасывает вместе с воздухом пыль и грязь, это может
повредить нагнетающий вентилятор и камеру сгорания.

Однако при
бережной эксплуатации «фен» работает беспроблемно долгое время.

 

Жидкостный отопитель,
или по-другому предпусковой подогреватель включен в контур системы охлаждения двигателя, работая вместе
со штатным или дополнительным отопителем салона. С
начала он
подогревает до +40 °С жидкость в системе охлаждения двигателя, после чего
начинает работать вентилятор штатного отопителя, нагревающий уже салон или
кабину.

Предпусковой подогреватель хорош
тем, что позволяет прогреть двигатель и, соответственно, облегчить его пуск в
мороз.

Но у
жидкостных отопителей расход топлива значительно выше. Если воздушному
отопителю для обычного большегрузного автомобиля нужно 2 кВт энергии, то
жидкостному – 7-10 кВт. Поэтому они предназначаются только для
предпускового прогрева кабины или как помощь в отоплении салона во время
движения. Если греть кабину жидкостным отопителем всю ночь, заряда АКБ может не
хватить, чтобы завести двигатель.  Сейчас много владельцев
грузового и специального транспорта, оборудованного заводским жидкостным
отопителем, стараются установить и воздушный.

 

Кого выбрать?

Лидерство в производстве автономных отопителей стабильно держат немецкие
компании Webasto и Eberspächer. Это старейшие производители на этом рынке:
Eberspächer (Эберспехер) основана в 1865 году, Webasto (Вебасто) – в 1901-м.
Мастер-жестянщик Якоб Эберспехер основал бизнес по изготовлению металлических
крыш, а Вильгельм Байер из Штокдорфа, чьи инициалы и легли в название
Webasto — 
 WilhEm BAier STOckdorf  — сначала производил мышеловки и велосипеды. Но
автомобильный бум сподвиг активных и предприимчивых европейцев основать свои
бизнесы вокруг взрывной и колоссально выгодной темы массового
автомобилестроения.

Надо отметить, что на любой грузовик европейского производства доныне
устанавливается отопитель одного из них.

По оценке
специалистов, надежность устройств у обеих компаний равноценна. Но у Webasto
конструкция узла распыления топлива более сложна, зато она позволяет отопителю
уверенно работать в значительно большем диапазоне установочных положений.

Что же
касается цен на эти, безусловно, необходимые агрегаты —  за прошедшие четверть века развития частных
перевозок в России ситуация сильно изменилась в лучшую сторону. Если вначале
интереса к системам автономного отопления они стоили порядка в 80-90 тысяч
рублейто сейчас количество брендов увеличивается. И цены сильно
снизились. Автономный отопитель компании Webasto ныне обойдется не в
80-90 тысяч, а примерно от 25 тысяч рублей.  Российские аналоги
– в 17 тысяч, а китайские – вообще от 10-и. 

Но надо
отметить, что автономные отопители европейских производителей, как воздушные,
так и жидкостные, «вылизаны» за много лет и много сот тысяч штук производства.
При грамотной эксплуатации они   очень надежны, долговечны и
безопасны. Кроме того, их блок управления имеет много степеней защиты – ведь
речь идет об использовании открытого пламени в камере сгорания. Как с этим
обстоит дело у производителей из Поднебесной, сказать пока трудно – слишком
недолго держатся на рынке эти марки, и порой нельзя понять, новый ли это
производитель или старый под новым именем.

 

Море возможностей

На сегодня в
России более 300 сервисных станций, которые занимаются установкой и ремонтом
отопителей. Многие из этих 300 станций работают с несколькими марками.

На рынке в
настоящее время, кроме всем известных Webasto, Eberspacher, «Планар»,
«Прамотроник», ШААЗ, появились отопители азиатского производства 
Belief, «Транс Климат», Airo ComfortTitan, LF Bros. Новые компании при изготовлении
своих отопителей стараются применять взаимозаменяемость с запчастями
наиболее распространенных отопителей.  Насколько у них это получится –
покажет будущее.

Поделиться

21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *