1. Главная
  2. 2020 январь/февраль
  3. «Автокрану» — 65!

«Автокрану» — 65!

«Автокрану» — 65!

Автомобильные краны марки “Ивановец”, выпускаемые Ивановским машиностроительным заводом “Автокран”, в представлении не нуждаются. Их имя стало нарицательным. Ивановские краны встретишь практически на каждой стройкеот Калининграда до Владивостока, от заполярных широт до южных регионов. Они несут службу в российской армии. В этом году у крупнейшего российского производителя автомобильных кранов юбилей. Роль ведущего отраслевого предприятия, специализирующегося на массовом выпуске автомобильных кранов, заводу была отведена изначально. Много десятилетий спустя статус “Автокрана” не изменился. За 65 лет предприятие выпустило около 158 тыс. кранов. Пережив непростые времена — кризис, банкротство, смену собственника — завод вновь в авангарде: растет производство, обновляется и расширяется ассортимент продукции, увеличивается штат сотрудников.

Начало

 

История Ивановского завода автомобильных кранов начинается в 1948 году, когда Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в Ивановской области крупного завода по производству автомобильных кранов. Возведение завода началось в 1952 году в южной части города Иваново. Первыми были построены деревообделочный цех и котельная. Одноэтажное здание деревообделочного цеха площадью 1100 м2 послужило основной базой для начала производственной деятельности завода. В одной половине цеха изготовлялись кухонные столы, в другой — автомобильные краны. Поскольку в 1950-х годах в Иваново основную массу трудоспособного населения составляли женщины, кадры на вновь созданное предприятие набирались в основном за счет молодежи, демобилизованной из армии.

В ноябре 1954 года из ворот еще строившегося предприятия вышел первый автомобильный кран грузоподъемностью 5 т с механическим приводом на шасси МАЗ-200. Первенец дался непросто. На шасси вручную поставили нижнюю раму, с помощью автопогрузчика и полиспастов водрузили поворотную раму. Как оказалось, вывезти кран из цеха для последующего монтажа решетчатой стрелы во дворе завода было нельзя — слишком низки дверные проемы. Пришлось разбирать кладку стен. Несмотря на трудности, первый экзамен на зрелость коллектив выдержал достойно. В канун 38-ой годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции первый кран К-51 с фирменной табличкой “Ивановский завод автомобильных кранов” был готов. До конца 1954 года предприятию удалось собрать два крана. В 1956 году завод выпустил уже 202 крана, а в 1959-м — 424. Численность работающих в 1959 году выросла до 1017 человек. К началу 1960-х годов ивановские краностроители освоили производство еще нескольких моделей автокранов на шасси МАЗ-200: дизель-механического К-61 грузоподъемностью 6 т; дизель-электрического К-52 грузоподъемностью 5 т; дизель-электрического К-68 грузоподъемностью 6,3 т с выдвижной стрелой и дизель-механического К-69 грузоподъемностью 6,3 т. В 1958 году предприятие начало экспорт автокранов, а в 1960-м приступило к поставкам крановой техники для нужд Министерства обороны СССР.

Ивановский завод автомобильных кранов, расположенный в непосредственной близости от отраслевого СКБ краностроения, служил производственной базой для постройки многочисленных опытных машин. Так, например, в начале 1960-х годов был создан опытный образец пневмоколесного гидравлического крана К-2,5-2 грузоподъемностью 2,5 т на оригинальном полноприводном шасси автомобильного типа. В ту же пору завод изготовил опытный образец первого отечественного гидравлического короткобазового крана К-42 грузоподъемностью 4 т. В 1964 году этот кран прошел испытания и был рекомендован Госкомиссией к серийному производству, но в серию не пошел. Однако многие модели автомобильных кранов, созданные совместными усилиями СКБ краностроения и Ивановским заводом автомобильных кранов, выпускались массово и снискали успех не только в СССР, но и в десятках зарубежных стран.

 

В 1962 году завод начал производство автокрана 8Т210 на шасси Урал-375 грузоподъемностью 6,3 т с электрическим приводом. Эта модель, выпускавшаяся вплоть до 1982 года, была признана наиболее удачной и поставлялась во все виды вооруженных сил и рода войск Советской армии. 8Т210 стал первым наиболее массовым автокраном военного назначения, эксплуатация которого в войсках продолжалась несколько десятилетий.

В 1965 году Ивановский завод осуществил переход к новому модельному ряду кранов грузоподъемностью 6,3 т на шасси МАЗ-500: механического К-64 с пневмоуправлением и решетчатой стрелой и дизель-электрического К-67 с выдвижной стрелой. В 1966 году прошел приемочные испытания и был рекомендован к серийному производству дизель-механический кран К-1014 (КС-3561) на шасси МАЗ-500, который должен был заменить К-64. По сравнению с К-64 новая машина имела грузоподъемность 10 т и стрелу увеличенной длины — 10 м против 7,35 м.

В 1967 году завод, помимо производства автокранов, начал изготовление опорно-поворотных устройств, предназначенных для использования в строительных, дорожных и прочих машинах с поворотным рабочим оборудованием, выпускаемых другими предприятиями отрасли. В первый год было изготовлено 2785 единиц ОПУ, а в 1970-м объемы выросли до 10406 единиц.

В 1969 завод подвергся полной реконструкции. Новые цеха, оснащенные современным технологическим оборудованием, создали перспективу роста производства. В этом же году был изготовлен 20-тысячный кран с начала производства. В 1970 году годовой объем выпуска автокранов достиг 2600 единиц.

Зрелость

На рубеже 1980-1990-х годов был разработан опытный 25-тонный автокран на полуприцепе

1970-1980-е годы стали периодом расцвета Ивановского автокранового. В начале 1970-х завод первым в СССР освоил массовый выпуск автомобильных кранов с гидравлическим приводом. В 1975 образовано производственное объединение “Автокран”, в составе которого Ивановский завод автомобильных кранов стал головным предприятием среди краностроительных заводов Министерства строительного дорожного и коммунального машиностроения СССР. В 1976 году за успешное освоение высокопроизводительных гидравлических кранов и досрочное выполнение заданий IX пятилетки завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В 1980-х объемы продукции достигли максимального значения за всю историю предприятия и всей отечественной краностроительной отрасли: в год производилось свыше 5000 автокранов и более 40000 опорно-поворотных устройств.

Первой серийной моделью гидравлического автокрана стал 10-тонный КС-3562А на шасси МАЗ-500А. Он сохранил основные рабочие характеристики предшественника КС-3561 и был унифицирован с ним на 70%. В отличие от современных гидравлических автокранов эта машина имела решетчатую стрелу с тросовой подвеской, при этом все операции выполнялись гидравлическими исполнительными механизмами.

Первый гидравлический кран с телескопической стрелой КС-3571 на шасси МАЗ-500А

Полностью гидравлической моделью, в классическом понимании, — с телескопической стрелой и гидроцилиндрами подъема стрелы — стал автокран КС-3571 грузоподъемностью 10 т на шасси МАЗ-500А. Его выпуск Ивановский автокрановый начал в 1974 году. В 1978 этому крану был присвоен Государственный “Знак качества” СССР.

Армейский кран КС-3572 на шасси КрАЗ-255Б

Освоение серийного производства гидравлических кранов с телескопической стрелой дало стимул к обновлению модельного ряда техники, предназначенной для армии. В 1976 году в Иваново начинается выпуск гидрокранов с телескопическими стрелами: КС-2572 грузоподъемностью 6,3 т на базе Урал-375Е и КС-3572 грузоподъемностью 10 т на базе КрАЗ-255Б. В 1980-е годы завод обновил линейку армейских кранов моделями КС-2573 грузоподъемностью 6,3 т на шасси Урал-43202 и КС-3576-1 грузоподъемностью 10 т на шасси КрАЗ-260.

Выпуск гидравлического крана с решетчатой стрелой КС-3562Б на шасси МАЗ-5334 продолжался до 1987 года

До 1987 года продолжалось производство гидравлических кранов с решетчатой стрелой КС-3562Б, одновременно с кранами с телескопической стрелой. В середине 1980-х годов на смену первому гидравлическому крану с телескопической стрелой КС-3571 пришла новая модель — 12,5-тонник КС-3577 на шасси МАЗ-5334. С 1987 года параллельно выпускается аналогичная модель КС-3577-2 на новом шасси МАЗ-5337. С 1989 года грузоподъемность кранов семейства КС-3577 повышена до 14 т. Краны этого семейства продержались в производстве до середины 1990-х годов. На рубеже 1980-1990-х годов была разработана первая опытная модель 25-тонного автокрана, установленного на полуприцепе.

В рыночных условиях

Несмотря на все трудности лихих девяностых, ивановский завод (с 1990 года — АО “Автокран”), пытался не только выживать, но разрабатывал и запускал в производство новые модели кранов. В рыночную эпоху предприятие вступило с единственной гражданской моделью крана КС-3577-4 “Ивановец” на шасси МАЗ-5337 грузоподъемностью 14 т. В том же 1991 году 14-тонник встал на шасси КАМАЗ-53213, получив обозначение КС-3574К. Следом, в 1992 году, пошел в серию 14-тонный кран КС-3574 на шасси Урал-5557, ставший, впоследствии, одной из наиболее востребованных моделей.

С середины 1990-х годов завод активно обновляет модельный ряд. На смену семейству 14-тонных кранов с 2-секционной стрелой пришли 16-тонные с 3-секционной стрелой — КС-35715 на шасси МАЗ-5337 и КС-35714-1 на шасси Урал-5557. Следом появилась линейка кранов КС-45717 грузоподъемностью 22 т с 3-секционной 21,3-метровой стрелой, в 1999 году модернизированная до грузоподъемности 25 т. В дальнейшим 25-тонные модели, устанавливаемые на 3-осные шасси КАМАЗ, Урал и МАЗ, стали основными в линейке автокранов “Ивановец”, доля которых достигала 80% выпуска.

100-тонный кран КС-8973 на спецшасси БАЗ-8973

На рубеже 1990-х–2000-х годов “Автокран” продолжил расширение производственной программы в направлении увеличения грузоподъемности автокранов. Был освоен выпуск моделей грузоподъемностью 50 т семейства КС-6973 на специальных шасси автомобильного типа МЗКТ-6923 (8х4) и БАЗ-69098 (8х8). Следом вышла линейка 32-тонников КС-55717 на КАМАЗ-53229 и МАЗ-63038. В 2004 году ивановские краностроители преодолели очередной рубеж, создав кран КС-8973 грузоподъемностью 100 т на специальном 5-осном шасси БАЗ-8973. В 100-тонной машине было много технических решений, прежде не применявшиеся в отечественном автокраностроении: стрела овоидного профиля, независимая гидропневматическая подвеска всех колес, управляемые колеса передних и задних мостов. 100-тонный “Ивановец” базировался, в основном, на компонентах зарубежного производства (высокопрочные стали, стрела, кабины водителя и крановщика, двигатель крановой установки, трансмиссия, мосты и т.д.). В 2000-е годы ряд моделей кранов, помимо уже упомянутых, выпускался на специальных шасси БАЗ с интегрированной опорно-ходовой рамой: в основном 25-тонники, также были изготовлены опытные и мелкосерийные краны грузоподъемностью 32, 36, 40, 60 и 80 т. Также в сотрудничестве с Брянским автозаводом была создана экспериментальная модель короткобазового сити-крана КС-59713 грузоподъемностью 32 т.

В 2000-е годы “Автокран” значительно нарастил объемы производства. Если в 1999 году заводу удалось собрать всего 411 кранов, то в 2008-м был поставлен абсолютный рекорд в период рыночной экономики — 2488 единиц. Среди отечественных изготовителей автокранов ивановский завод в ту пору занимал 40-45% рынка.

В начале 2010-х годов на заводе “Автокран” была проведена масштабная реконструкция. В 2012 году запущен автоматизированный комплекс по изготовлению стрел овоидного профиля мощностью 5000 единиц в год, оснащенный современным импортным оборудованием. Его внедрение позволило выпускать краны с высокими функциональными характеристиками. Кроме того, на предприятии полностью реконструировали сборочный цех.

В 2013 году вся линейка автокранов “Ивановец” была модернизирована с целью полного перехода на стрелы с овоидным сечением. Кроме того, с 2012 года краны “Ивановец” начали оснащать современной эргономичной кабиной крановщика. На новых кранах серий АК-16 и АК-25 применили стрелы большей длины: 3-секционные длиной 23 м — на 16-тонниках и 4-секционные длиной 30,7 м — на 25-тониках.

Кран КС-54711Б грузоподъемностью 25 т на спецшасси БАЗ-8031

В рамках оптимизации весовых характеристик крановой техники в 2014 году начат выпуск компактных, облегченных моделей 25-тонных кранов семейства КС-55744 с 3-секционной 21-метровой стрелой на 2-осных шасси МАЗ и КАМАЗ. Нагрузка на переднюю и заднюю оси у этих кранов, соответственно, менее 7 и 10 т, что отвечает требованиям “Правил перевозки грузов автомобильным транспортом”. Для повышения грузовысотных характеристик увеличен размер опорного контура.

Увы, итогом масштабных работ по модернизации производства и созданию новых моделей кранов стало банкротство ОАО “Автокран”. В октябре 2014 году у предприятия возникли проблемы с погашением кредитов, однако прежний собственник предпочел самоустраниться в сложившейся кризисной ситуации. Чтобы не допустить гибели предприятия, к участию в разрешении его проблем подключились губернатор и правительство Ивановской области, Министерство промышленности и торговли, Совет Федерации. И завод удалось спасти.

Новая эра

25-тонники — самые массовые “Ивановцы”

В 2017 году за спасение завода взялась группа инвесторов во главе с бывшими топ-менеджерами “Группы ГАЗ” — Игорем Кульганом и Эриком Эберхардсоном (известным также по своей работе в компаниях Volvo Construction Equipment и “Ферронордик Машины”) и экс-президентом “ФК Открытие” Рубеном Аганбегяном. Новому руководству потребовалось время, чтобы разрешить накопившиеся проблемы, рассчитаться с долгами по зарплате, перед бюджетом, кредиторами и т.д.

Автокран КС-65740-7 грузоподъемностью 40 т на шасси КАМАЗ-63501

С 2018 года Ивановский машиностроительный завод “Автокран” (так теперь называется предприятие) постепенно начал возвращаться в нормальный рабочий ритм. Однако сделать это в условиях стагнации российской экономики оказалось совсем непросто. Ведь объем всего рынка отечественных автокранов упал до минимальных значений, сопоставимых с докризисным годовым объемом производства на отдельно взятом заводе. В 2018 году со сборочного конвейера сошло 326 кранов, с января по октябрь 2019-го — 478, до конца года завод планирует достигнуть планки в 620 кранов. Второй, третий и четвертый кварталы этого года демонстрируют положительную рентабельность, также, как и четвертый квартал 2018-го. На 2020 год установлен план в 930 единиц техники. Сейчас доля автокранов “Ивановец” на российском рынке составляет 25%. Руководством предприятия разработана стратегия по возвращению традиционной 40-45-процентной рыночной доли. Для этого ведется работа сразу по нескольким направлениям, одним из которых является апгрейд модельного ряда автомобильных кранов.

До недавнего времени линейка автокранов “Ивановец” была представлена моделями грузоподъемностью 16 т с длиной стрелы 18 и 23 м; грузоподъемностью 25 т с длиной стрелы 21 и 30,7 м; грузоподъемностью 35 т с длиной стрелы 30,34 м и грузоподъемностью 40 т с длиной стрелы 30,34 и 37,8 м. В этом году вышло пополнение — 32-тонный кран с длиной стрелы 31 м. В разработке находится 50-тонная модель на шасси КАМАЗ 8х4 и 8х8, которую завод обещает представить уже в следующем году. Причем, 50-тонники будут разведены по классам. А вот краны более высокой грузоподъемности завод не планирует делать в обозримом будущем.

Гибочный пресс в составе автоматизированного комплекса по производству овоидных стрел

В настоящее время все автокраны “Ивановец” оснащаются стрелами с овоидным сечением. Большинство моделей отвечает требованиям российского законодательства в части ограничения нагрузок на оси. В качестве базовых шасси преимущественно применяется КАМАЗ — до 80% выпускаемой продукции, около 20% — “Урал” (из них порядка 80% “Урал NEXT”) и 1-2% — МАЗ.

Из всего спектра самыми востребованными традиционно являются краны грузоподъемностью 25 т, доля которых составляет порядка 80% производственной программы. Вот по ним-то как раз и проводится в настоящее время апгрейд.

Сейчас 25-тонники выпускаются трех серий: КС-45717 с 3-секционной стрелой длиной 21 м на 3-осных шасси; АК-25 (КС-45717Р) с 4-секционной стрелой длиной 30,7 м на 3-осных шасси, а также облегченный кран КС-55744 с 21-метровой 3-секционной стрелой на 2-осном шасси. Основной спрос приходится на краны КС-45717 и АК-25, в соотношении примерно 50х50.

Поскольку спрос на классику КС-45717 с 3-секционной стрелой остается по-прежнему стабильно высоким, решено разделить серию на две группы — бюджетную и модернизированную.

Минимум изменений будет в бюджетной группе, названной КС-25В. Почему минимум? Главная цель — остаться в своей ценовой нише. У этих кранов, как и прежде, остается грузовой момент 80 тм, стандартный по размеру (но усиленный) опорный контур и так называемая “желтая” (бюджетная) кабина. При этом, в дополнение к 3-секционной стреле длиной 21 м, добавляется 23-метровая, также 3-секционная. Еще одно новшество — применение гидравлических трубок с врезным кольцом. Данное конструктивное решение позволяет улучшить качество соединений, тем самым устранить течи гидравлической жидкости. Трубки — оцинкованные, что повышает стойкость к коррозии. Для внедрения новой технологии создан производственный участок, оборудованный трубогибом с ЧПУ.

Вторая группа 25-тонных кранов — модернизированная КС-25М. Краны этой группы подверглись более значительным изменениям. У них возросший до 85 тм грузовой момент, увеличенный опорный контур, два типа стрел — длиной 22 и 24 м, “белая” (улучшенная) кабина, модернизированная гидравлика, усиленная нижняя рама. Весь комплекс мер позволил увеличить грузовысотные характеристики, которые возросли в некоторых точках до 64%.

Автомобильные краны по-прежнему остаются основным направлением деятельности ивановского завода. Однако уже в самое ближайшее время предприятие будет готово предложить рынку целую линейку новой, смежной, продукции. Перспективная производственная программа ИМЗ “Автокран”, которая будет реализовываться в 2020 году, очень внушительная, из которой автокраны занимают лишь часть. Все остальное — это другая техника (тоже грузоподъемная и тоже на шасси). Запланирован выпуск восьми новых типов продукции. Одно из перспективных направлений — телескопические погрузчики. Что будет еще? Возможно, автогидроподъемники, экскаваторы с телескопической стрелой, телескопические краны на гусеничном шасси… Но это пока лишь догадки. Производитель не раскрывает всех карт. Также возвращается тема кранов-манипуляторов, разработанных несколько лет назад. Но, как заверило руководство, КМУ будут выпускаться пока только по заказу Минобороны.

Для того, чтобы продукт пользовался хорошим спросом у потребителей, недостаточно самых лучших характеристик и отменного качества. Залог успеха в синергии с профессиональной сервисной сетью. Для этого планируется сервисных партеров подтянуть на должный уровень. Параллельно существующей сети сервисных партеров поэтапно будут вводиться собственные сервисные центры, которые могут занять до 25% всего объема сервисной сети. Это делается для того, чтобы мотивировать существующую сервисную сеть на то, чтобы она повышала стандарты качества.

ИМЗ “Автокран” намерен расширять сферы своего присутствия не только на российском рынке, стоит задача по расширению экспорта. Основные приоритеты — Ближний Восток и Африка. Сейчас экспорт составляет около 10% продаж, план — 30%.

В связи с ростом производства и расширением номенклатуры выпускаемой продукции в 2019 году на предприятие принято 400 сотрудников, увеличены зарплаты. Сейчас на заводе трудится 1200 человек, однако набор персонала продолжается. На ближайший год стоит задача по усилению конструкторской службы, необходимы руководители проектов по новым продуктам. Однако, как отмечают на предприятии, в Ивановской области большие проблемы с квалифицированными кадрами (собственно, как и везде).

Из значимых достижений минувшего года также нужно отметить возвращение автокранов “Ивановец” в ряды российской армии. Предприятие возобновляет поставки техники для Министерства обороны России. Запланированный рост производства на 2020 год как раз связан с заказом Минобороны.

Предприятие участвует в программах господдержки отечественных машиностроительных предприятий — это финансирование НИОКР, поддержка экспорта, субсидирование конечных потребителей.

В юбилейный год ИМЗ “Автокран” сумел многого достичь и создать существенный задел на ближайшую перспективу, что позволит предприятию укрепить позиции как на отечественном, так и на зарубежных рынках.

Редакция журнала “Грузовой транспорт и спецтехника” от души поздравляет юбиляра и желает процветания!

Владимир Новоселов, фото автора и из архивов автора и ИМЗ “Автокран”

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Наши партнёры

 

 

AlexGlass

 

AlexGlass

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню