1. Главная
  2. 2010 Сентябрь
  3. «Дизелизация» полуторки

«Дизелизация» полуторки

1929 год. В селе Монастырка под Нижним Новгородом стартует сборка полуторатонного грузовика НАЗ-АА (в прошлом — Ford AA). Тремя годами позже в несколько доработанном виде машина ГАЗ-АА начинает сходить с конвейера только что отстроенного Горьковского (нижегородского) автозавода. Это передовой для своего времени автомобиль с лишь одним недостатком — большой «прожорливостью» бензинового мотора…

Наши дни (1994—2010 гг.). В трудные для экономики страны времена ГАЗ возрождает производство современных «полуторок» под именем «ГАЗель». Это также вполне удачные автомобили с лишь одним недостатком — отсутствием экономичного двигателя, работающего на «тяжелом» топливе.

Да и вообще, если покопаться в истории, то первым серийным грузовиком с дизельным мотором в СССР стал тяжелый ЯАЗ-200 (в дальнейшем МАЗ-200). «Дизелизацией» малотоннажников в СССР так никто и не занялся. «Полуторка» во времена ВОВ получила лишь один альтернативный мотор, работающий на древесных чурках. Даже среднетоннажники в СССР не имели дизельных моторов до 1980 г.

Президент Бу Андерсон за рулем своего российского детища

 

И вот июль 2010 года. На семнадцатом году существования нижегородская полуторка обзаводится полноценным дизельным силовым агрегатом, пусть и не отечественного происхождения. Сразу оговоримся, что этот мотор не из Австрии, он не мелкосерийный, и не носит марку «Штайр». И, как отметил президент «Группы ГАЗ» Бу Андерсон, моторы «Штайр» для ГАЗа — это история. В подкапотном пространстве «ГАЗели» с сентября этого года прописался разработанный в Америке 4-цилиндровый мотор Cummins ISF, производимый по лицензии в КНР.

 

 

Долгожданный дизель Cummins ISF (2,8 л, 120 л. с.) «Евро-3» под капотом ГАЗели

О необходимости подобной машины в модельном ряду ГАЗа говорилось очень давно, но воплотить процесс «дизелизации» малотоннажников в серийном производстве смог только импортный менеджмент ГАЗа, и смог только ближе к завершению успешной карьеры автомобиля «ГАЗель». Это объясняется тем, что, несмотря на более чем 50-процентную долю рынка «ГАЗелей» в сегменте LCV, на рынке стал набирать популярность новый «игрок» — дизельный LCV других марок, и их доля составляет уже 25%. Поэтому на ГАЗе всего за девять месяцев разработали, провели испытания и запустили в производство автомобиль «ГАЗель» с дизельным силовым агрегатом. Самое интересное, что за истекший период ГАЗ успел испытать не только мотор Cummins, но и альтернативный дизель концерна Daimler. Оба мотора на разных типах дорог и местности, разумеется, запряженные в автомобили «ГАЗель», намотали свыше 500 тыс. км, показав примерно равные показатели, просто компания Cummins оказалась более гибкой в качестве партнера «Группы ГАЗ». Из неофициальных источников нам стало известно, что концерн Daimler соглашался выпускать отдельную модификацию своего мотора, адаптированную для «ГАЗели», только при размещении крупного заказа со стороны Горьковского автозавода, а в Cummins согласились и на разработку нового мотора для ГАЗа, и на выпуск первоначальной ограниченной серии дизелей, и на их последующий выпуск в заранее не определенном количестве. Иными словами, в Cummins, как и в «Группе ГАЗ», ждут реакцию рынка на дизельную «ГАЗель». По словам Бу Андерсона, сентябрь и октябрь нынешнего года покажут насколько будет востребована данная модификация «ГАЗели» и какие шаги предприятию предстоит предпринять в дальнейшем. Пока политика «Группы ГАЗ» такова: автомобили с дизельным двигателем будут в среднем на 100 тысяч рублей дороже своих бензиновых аналогов, точнее «Бизнес-аналогов», так как дизельные моторы планируется устанавливать только на обновленную линейку машин «ГАЗель-Бизнес».

Базовая дизельная «ГАЗель» (ГАЗ-3302) по цене от 525 тыс руб

Представители автозавода уже провели все необходимые расчеты и считают, что удорожание в 100 тыс. руб. окупится за счет большей чем на 30% экономичностью данного дизеля в сравнении с бензиновым аналогом, а также благодаря чуть меньшей стоимости дизельного топлива в сравнении с 92-бензином, который потребляет нынешний инжекторный мотор УМЗ-4216 «Евро-3». Также в актив нового силового агрегата можно записать увеличенный ресурс до 500 тыс. км, отличные тяговые показатели с крутящим моментом в 297 Нм, и, конечно, более высокое качество агрегата от известнейшего мирового моторостроителя.

Длиннобазная модификация «Фермер» (слева) и промтоварный фургон

Ресурс нового силового агрегата до капитального ремонта — 500 тыс. км, причем, в отличие от «штаировского» мотора, двигатель Cummins ремонтопригоден, а дилерские сети ГАЗа (более 200 дилеров по РФ) уже наполняются деталями и «расходниками» к данному мотору. Теперь, кстати, грузовые и пассажирские модификации «ГАЗелей» будут оборудоваться отечественной 5-ступенчатой КПП с одинаковым передаточным числом. Напомним, что ранее грузовую машину с бензиновым мотором можно было заказать с так называемой «тяговой» КПП, рассчитанной в большей степени на тягу, а не на скорость. Для повышения надежности КПП в ней используются импортные комплектующие (подшипники SKF, синхронизаторы HoerBiger), а ее шестерни и валы теперь изготавливаются из легированной стали.

На ГАЗели наконец то вернулись металлические баки, а крышка теперь «на поводке»

На презентации новинки зашла речь и о переносимости импортным мотором отечественной «солярки». На что Бу Андерсон отметил, что на испытаниях машины прошли более чем 500 тыс. км на российском дизельном топливе, да и «ГАЗели», которые выставлялись на журналистский тест-драйв, также были заправлены ею. Прокатившись по испытательному полигону Горьковского автозавода на новинках, можем с уверенностью заявить — топливная аппаратура Bosch с системой Common Rail отлично «переваривает» российское дизтопливо.

Цветовая гамма тестируемых машин не богата

И раз уж речь зашла о ходовых свойствах машин, то отметим. Разгонная динамика, как и уверенная тяга у авто с дизельными моторами гораздо выше, нежели у «ГАЗелей» с ульяновским инжекторным двигателем. Это объясняется и большим почти на 100 Нм крутящим моментом, и наличием турбонаддува. Конечно, турбированный мотор несколько прожорливее атмосферника, но по сравнению с бензиновыми аналогами данный турбодизель Cummins все равно экономичнее. Средние расходы топлива показанные машинами в смешанном цикле (городская + загородная эксплуатация) при скорости 60 и 80 км/ч — 8,5 и 10,3 л на 100 км соответственно. Стабильная и уверенная тяга у данного силового агрегата начинается с полутора тысяч оборотов в минуту и не прекращается до трех тысяч. В плане управляемости, тормозной динамики и комфорта автомобиль нисколько не отличается от протестированной нами ранее машины «ГАЗель-Бизнес», ведь новый мотор при собственной массе в 250 кг всего на 20 кг тяжелее бензинового предтечи.

На дизельных версиях стоит аккумулятор увеличенной емкости (74 А/ч)

В перспективе данным силовым агрегатом планируется оснащать облегченную модификацию грузовика «Валдай», полной массой до 6,5 т. Стандартный 9-тонный «Валдай» получит мотор увеличенного до 3,8-литров объема той же марки Cummins ISF.

Ближе к новому году в линейке должна появиться улучшенная модификация «ГАЗель Бизнес Плюс», с тем же 2,8-литровым дизелем Cummins, на которой к уже произведенным новациям добавятся электростеклоподъемники, электропривод зеркал, противотуманки в бампере, кондиционер и окрашенный в цвет кузова бампер. Но на наш взгляд уже и без этого, дизельная «ГАЗель» по приемлемой цене обречена на успех.

Если говорить о производственных показателях, то за весь 2010 год ГАЗ собирается построить и реализовать 70–75 тысяч автомобилей (в том числе по 6,5 тыс. «ГАЗелей-Бизнес» ежемесячно) — не придется ли им пересматривать планы в сторону увеличения!?

Тем временем… «ГАЗель» — бесплатно, и со скидкой!
«Группа ГАЗ» подвела итоги конкурса по написанию самых живых и интересных историй с участием автомобиля «ГАЗель». Победителей было трое, и все они получили по новенькой «ГАЗели-Бизнес». Как отметил заместитель директора дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» «Группы ГАЗ» Олег Марков, почти сотня историй и бизнес-предложений, присланных на конкурс, стали настоящей летописью российского малого бизнеса и банком идей, показывающим огромное многообразие вариантов использования самого популярного в России легкого коммерческого автомобиля. «Мы получили больше интересных материалов, чем ожидали. Это не глянцевые истории, отлакированные для рекламы. Это истории реальной жизни, за которыми стоят настоящие проблемы и пути их решения, энергия людей, которые ежедневно зарабатывают себе на жизнь, используя самые популярные в России и самые эффективные в бизнесе легкие коммерческие автомобили семейства «ГАЗель» — сказал он.

Победители конкурса «Мой бизнес за рулем ГАЗели» (слева направо): Лымарь В. И. (Ижевск), Кочетова В. А. (Н. Новгород) и Зарипов А. М. (Пермский край)

Также он поделился информацией о грядущей программе стимулирования спроса на свои автомобили автозаводом ГАЗ. Это схожая с государственной программа по утилизации подержанных автомобилей с заменой их на новые, разумеется, марки ГАЗ. Нижегородский производитель запускает свою программу, так как государственная затронула продукцию ГАЗа лишь частично. Осуществляться она будет также как и государственная — через заинтересованных дилеров. Условия участия в заводской программе более щадящие, нежели в государственной: сдаваемый в утиль автомобиль должен быть старше 3 лет, его комплектность и срок владения последним собственником не регламентированы, скидка распространяется как на «Сайберы», так и на «ГАЗели» и «газоны». Правда, и компенсация не может превышать 70 тыс. руб., а вот ниже вполне может быть. Еще один недостаток программы в том, что она не может сочетаться ни с государственной, ни с региональной программами. Пока Горьковский автозавод выделил средства на компенсацию за утилизацию порядка двух тысяч авто.

Заместитель директора Дивизиона легковых и легких коммерческих автомобилей «Группы ГАЗ»

 

Характеристики автомобилей ГАЗель с дизельным двигателем
Модель ГАЗ-3221 ГАЗ-2705 ГАЗ-3302
Колесная формула 4х2 4х2 4х2
Тип автомобиля Микроавтобус Цельнометаллический Бортовой
Число мест 13 3 3
Колесная база, мм 2800 2800 2800
Длина, мм 5540 5540 5500
Ширина, мм 2075 (по зеркалам) 1820 1820
Высота, мм 2200 2200 2100
Длина кузова, мм н. д. н. д. 3050
Ширина кузова, мм н. д. н. д. 1950
Грузоподъемность, кг н. д. 1 500 1 500
Снаряженная масса, кг 2 260 1 960 1 790
Полная масса, кг 3 020 3 500 3 500
Двигатель Cummins ISF 2.8s3129
Рабочий объем, л 2, 781
Мощность, л. с. 120
Средний расход топлива, л 8,5 — 10,3
Максимальная скорость, км/ч 120
Ресурс двигателя, км 500 000
Межсервисный пробег, км 15 000
Гарантийный пробег, км 100 000 или 24 мес.
Приблизительная стоимость, руб от 560 000 от 540 000 от 525 000

автор Сергей Ухов

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню