1. Главная
  2. 2020 март/апрель
  3. Экспресс-анализ рынка колес диаметром 20–54 дюйма: динамика и прогноз развития в новых экономических условиях

Экспресс-анализ рынка колес диаметром 20–54 дюйма: динамика и прогноз развития в новых экономических условиях

Потребление колес для грузовой и специальной техники определяется не только уровнем спроса со стороны ее производителей. Основной объем этой продукции реализуется на вторичном рынке, который традиционно является локомотивом развития в периоды кризисов. Для российских предприятий текущая ситуация — очередная возможность для увеличения своей доли на рынке. Для этого им необходимо освоить выпуск колес новых типоразмеров и прежде всего тех, которые устанавливаются на сельскохозяйственную технику. В этом сегменте отечественных производителей практически нет, а импортная продукция дорожает из-за роста курсов валют. Специалисты считают, что рынок колес 20-54” довольно устойчив к кризисам, поэтому дают довольно благоприятный прогноз его развития — предполагается, что в самом худшем случае уровень потребления снизится на 3–3,5% и в ближайшие два года стабилизируется на этом уровне.

Как рынок пережил предыдущий кризис

События 2014-2015 гг. ведущие производители колес прошли без потерь, большинство из них плавно наращивали обороты. Так, выручка ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» по итогам 2016 года увеличилась относительно докризисных показателей на 37%, обороты ООО «Аккурайд Уилс Руссиа» выросли на 33%, а ООО «Агроколеса Белогорья» нарастило объемы производства более чем в 7 раз за счет относительно низкой базы в 2014 году. Отрицательную динамику показало лишь ООО «Автокомпоненты — Группа ГАЗ», поскольку основные поставки этого предприятия были предназначены для обеспечения работы конвейера Горьковского автомобильного завода.

Таким образом, устойчивость данного рынка в периоды турбулентности можно оценить как высокую. Это обусловлено тем, что большинство предприятий отрасли выпускает продукцию для разных марок автомобилей и в основном для вторичного рынка, который гораздо менее чувствителен к кризисам.

Предпосылки для сохранения устойчивости отрасли в 2020 году

Доля импорта на рынке колес диаметром 20–54 дюйма в 2019 году составляла 49%. При этом российские производители выпускали в основном продукцию относительно небольшого размера (20–24”), которая устанавливается преимущественно на грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы и автобусы. Потребность в колесах большего диаметра (они нужны в основном для сельскохозяйственной техники) покрывалась за счет поставок из-за рубежа.

В новых экономических условиях структура рынка может заметно измениться:

  1. Более половины импорта до сих пор шло из Китая, причем по большей части в Россию поставлялись колеса невысокого качества, которые выигрывали конкуренцию у аналогов исключительно за счет цены. Учитывая текущую эпидемиологическую ситуацию в мире, Китай может увеличить свою долю в российском импорте и еще больше усилить ценовое давление на отечественных производителей.
  2. Вместе с тем новый кризис — это дополнительные возможности для российских предприятий по наращиванию своего присутствия на рынке, особенно в сегменте колес для сельскохозяйственной техники. Правительство России в последние годы дает сельскому хозяйству зеленый свет по всем направлениям, а по данным ассоциации «Росспецмаш», две трети тракторов и комбайнов, которые задействованы на полях, уже отработали свой ресурс. Поэтому техника будет заменяться и ремонтироваться, следовательно, спрос на запчасти в целом и колеса в частности сохранится при любом развитии событий.

Для того чтобы стать более конкурентными, российским производителям нужно обратить внимание на качество и технологию изготовления своей продукции, а также сконцентрироваться на наиболее востребованных типоразмерах колес в сегменте техники для агропромышленного комплекса — 38” (24,5% от общего объема спроса), 24” (16,7%), 20” (12%), 34” и 42” (по 11,8%). Дополнительными преимуществами могут стать налаживание поставок колес в сборе с шинами, выполнение индивидуальных заказов мелкими сериями и предоставление отсрочки платежа, например на период посевной.

Влияние пандемии коронавируса на отрасль

В целом распространение коронавируса какого-либо сильного влияния на развитие рынка колес не окажет. Но производители техники для экономии финансовых ресурсов могут переводить персонал на сокращенную рабочую неделю в целях снижения риска заражения.

Динамика рынка зависит от экономического положения в стране и состояния отраслей, в которых может использоваться транспорт: грузоперевозки, строительство, в том числе дорожное, сельское хозяйство и др. Рост спроса на технику увеличивает потребность в колесах на первичном рынке (поставки на заводы по производству техники), соответственно, замирание экономической деятельности в кризисные периоды снижает объемы производства спецтехники и автомобилей и уменьшает размеры заказов комплектующих на сборочные конвейеры. Что касается вторичного рынка (как в рознице, так и в оптовом звене), то он менее подвержен влиянию кризисов т. к. при сильном износе колес транспорт передвигаться не может и его владелец в любом случае вынужден покупать их и запускать технику в работу.

По данным проведенного исследования, доля вторичного рынка в потреблении колес изучаемых типоразмеров составляет 80%, что еще раз подтверждает вывод о высокой устойчивости отрасли в кризисные периоды.

Прогноз развития рынка на период до 2022 года

Объем потребления на российском рынке колес диаметром 20–54” будет зависеть от дальнейшего развития событий, связанных в первую очередь с падением мировых цен на нефть:

  1. В оптимистическом сценарии падение рынка в 2020 году ожидается на уровне 1%. Дополнительным стимулирующим фактором может выступить увеличение финансирования по государственным программам поддержки сельхозпроизводителей, а также выделение средств на закупку грузовой техники и автобусов для муниципальных нужд. Кроме того, спрос на отечественную продукцию может вырасти из-за удорожания импорта в связи с очередным падением курса рубля, а также в результате ужесточения требований государства по уровню локализации специальной техники, особенно предназначенной для агропромышленного комплекса.
  2. В наихудшем варианте падение рынка по итогам 2020 года составит 3,5% и будет связано с уменьшением объемов производства транспортных средств, использующих колеса изучаемых диаметров. Потребление на вторичном рынке кардинально не изменится, т. к. периодичность обслуживания и ремонта работающей техники не связана напрямую с экономической ситуацией, а определяется межсервисными интервалами и общей степенью изношенности оборудования. На практике замена колес на грузовом автотранспорте производится в среднем один раз в 7-8 лет.
  3. Промежуточный, базовый прогнозный сценарий предполагает переход к росту уже в 2021 году после снижения объема рынка на 1,5–2%. При этом полное восстановление до уровня текущих показателей ожидается после 2022 года.

Под колесом в данном исследовании понимается вращающийся и передающий нагрузку узел транспортного средства, расположенный между шиной и ступицей.

Благодарим за предоставленный материал маркетинговое агентство MegaResearch

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню