1. Главная
  2. 2014
  3. 2014 Октябрь
  4. Юбилей белорусских зубров

Юбилей белорусских зубров

Нынешней осенью Минский автомобильный завод отмечает юбилей – 70-летие со дня придания заводу статуса автомобильного

Если посмотреть на фирменные эмблемы различных автомобильных компаний, то обнаружим, что чаще всего на них отображены животные. У «Феррари» это гарцующий жеребец, у «Ламборгини» — бык, у «Пежо» — лев, у «Ягуара» — дикая кошка, и даже у Горьковского автозавода — олень. Не остался в стороне от этой традиции и Минский автомобильный завод, выбравший своим символом священного для белорусов зубра.

След бульдога и мишки в загоне зубра

Примечательно также, что и основными партнерами в становлении Минского автозавода были автомобильные компании, имеющие на своих логотипах представителей животного мира.

На месте нынешнего Минского автозавода еще более семидесяти лет назад ремонтировались и собирались грузовики. Но об этой части истории белорусского предприятия принято не вспоминать, так как во время фашистской оккупации там занимались немецкими грузовиками и танками, после освобождения Минска — американскими, и лишь с 1947 года стали выпускать советские грузовики.

Советская история МАЗа началась с постановления Государственного комитета обороны Советского Союза от 9 августа 1944 года об организации автосборочного завода в Минске. В годы послевоенной разрухи стране был крайне необходим мощный строительный грузовик, пригодный и для шоссейных перевозок. Как раз в это время Ярославский автомобильный завод, чьим символом был могучий медведь, разработал и выпускал малыми сериями 7-тонные грузовики ЯАЗ-200 и созданные на базе этого шасси бортовой грузовик, самосвал и седельный тягач. Сам же ЯАЗ создавался «по мотивам» американского грузовика Mack образца 1944 года, чьим символом был английский бульдог.

К октябрю 1947 года из Ярославля в Минск было переведено необходимое количество специалистов, а также оборудование и оснастка для изготовления грузовиков ЯАЗ двухсотого семейства. Причем первые пять авто, собранные в конце октября 1947 года на МАЗе, были самосвалы ЯАЗ-205, построенные на укороченной базе шасси ЯАЗ-200. Уже к концу 1948 года «ожило» полномасштабное грузовое производство как самосвалов, так и бортовых авто, которые стали называться МАЗами. При этом машины ЯАЗ и МАЗ несколько различались внешне: прорези на радиаторной решетке у «ярославца» были горизонтальными, а у минчанина вертикальными. Объемную фигурку мишки на капоте ЯАЗа сменили плоские изображения зубра на боковинах облицовки капота.

Передовыми темпами

В 1951 году завод выпустил 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. Причем увеличивался не только выпуск автомобилей. Результатом поисков конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой — Гран-при.

На его основе в 1956 году был сделан аналогичный 3-осный карьерный самосвал МАЗ-530. Остается добавить, что обе машины продержались на конвейере МАЗа до 1960 года, когда их производство было переведено на только что выстроенный Белорусский автомобильный завод в городе Жодино. Так что автозавод БелАЗ, известный на весь мир, обязан своим появлением МАЗу.

Помимо карьерных машин умы белорусских конструкторов были заняты созданием нового семейства дорожных авто. В 1957 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором говорится «Об освоении на Минском автозаводе новых автомобилей». Благодаря настойчивости конструкторского отдела и ряду сравнительных испытаний капотников с бескапотниками руководство страны утвердило в производство прогрессивную по тем временам бескапотную компоновку — для шоссейных грузовиков она и по сей день является наиболее выгодной. Дизайн кабины переделывался семь раз, а общее время работы над новым «500-м» семейством с момента разработки до внедрения его в серийное производство составило семь лет (с 1958 по 1965 гг.). Кроме того, грузовики готовили к эксплуатации преимущественно на асфальтированных дорогах, что и предопределило дальнейшую магистральную направленность всех разработок МАЗа.

В конце 50-х — начале 60-х МАЗ разрабатывает и запускает в серию уникальные армейские полноприводные 4-осные вездеходы МАЗ-535, предназначенные для транспортировки тяжелых прицепов и полуприцепов. Их производство на самом МАЗе длится до 1964 года, после чего их выпуск переводят в российский город Курган, где и поныне выпускаются армейские тягачи-тяжеловозы КЗКТ «Русич». В 1962 году появляется еще более интересное семейство многоосных армейских внедорожников МАЗ-543, выпуск которых вскоре будет налажен на новом минском предприятии МЗКТ, которое до распада СССР будет являться подразделением МАЗа.

По пути перестройки

К середине 70-х годов МАЗ провел глубокую модернизацию своего 500-го семейства, в результате чего в марте 1976-го с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ-5549 из обновленного семейства автомобилей МАЗ-5335.

Освоение в производстве третьего поколения белорусских грузовиков МАЗ-5432/6422 пришлось на начало 80-х годов, хотя первые опытные образцы появились еще в середине 70-х. Новое семейство было гораздо более обширным. МАЗы стали комплектовать стильными для своего времени кабинами увеличенного объема. Много качественных изменений было и в трансмиссии, и в ходовой части машин. Моторный отсек новинок потенциально мог вместить даже импортный мотор, не требующий при этом модернизации подкабинного пространства.

Именно в семействе машин МАЗ-5432/6422 широкое распространение получили 3-осные модели. Основоположником нового 3-осного семейства стал седельный тягач МАЗ-6422 (6х4), на основе которого в будущем появились шасси и бортовые МАЗ-6303, самосвал МАЗ-5516 и целая линейка полноприводных моделей, которые в несколько модернизированном виде выпускаются и сейчас.

На рубеже 80–90-х годов конструкторская мысль МАЗа достигла пика своего развития. Именно тогда на заводе был создан концепт-грузовик МАЗ-2000 «Перестройка». Это был даже не грузовик, а дорожный автопоезд, концепция которого предполагала создание многозвенных автопоездов с автономными тележками под каждым из полуприцепов. К сожалению, прогрессивная даже по нынешним временам разработка остается невостребованной.

Наиболее новое и современное семейство минских магистральников появилось в конце 90-х (первый показ состоялся в 1996 году). Основоположниками семейства стали двух- и трехосные седельные тягачи МАЗ-5440/6430, которые почти шесть лет выпускались малыми сериями исключительно с импортными силовыми агрегатами.

В данный момент МАЗ параллельно выпускает автомобили третьего и четвертого поколения, но уже сейчас обозначилась тенденция вытеснения новыми моделями машин прошлой серии.

За последнее десятилетие у МАЗа появились грузовики непрофильного для себя среднетоннажного сегмента (семейство МАЗ-4370), получившие прозвище «Зубренок». Кроме того, чуть более десяти лет назад МАЗ создал автобусный филиал, где был организован выпуск средних и больших автобусов городского, пригородного и междугородного назначения. На данный момент автобусный филиал АМАЗ успешен и уже с 2008 года выпускает второе поколение автобусов.

 

Зубр в пятом поколении

К своему 70-летию, завод подготовил принципиальную новинку: грузовик пятого поколения. Существует много точек зрения по поводу того, как определить выпустил ли завод машину нового поколения, или произвел модернизацию старого. Если взять в качестве основного критерия кабину, то представленная в августе 2014-го новинка – представитель пятого поколения. Это магистральный седельный тягач МАЗ-5440М9 с колесной формулой 4х2, соответствующий европейским экологическим нормам «Евро-6». Начинка грузовика не столько важна, так как в зависимости от пожеланий заказчика в каждом конкретном случае она будет меняться. На опытном образце установлен рядный 6-цилиндровый турбодизель Mercedes-Benz OM471 мощностью 475 л. с. агрегатированный с одноименной 12-ступенчатой механической коробкой передач M-B G230-12 New AMT. Задний мост также носит имя немецкого концерна Daimler, который сделал свой вклад в создание нового поколения МАЗов.

Но главное не это, а новая кабина и рама грузовика. Изменилась внешность, величина моторного отсека под силовой агрегат «Евро-6», компоновка навесного оборудования на раме. МАЗ еще не раскрыл интерьер новинки, но можно ожидать положительных изменений и там.

Параллельно с тягачем МАЗ представил и шасси уровня «Евро-6», но с кабиной от четвертого поколения. Это МАЗ-5340М4 грузоподъемностью 13,4 т, предназначенное под установку различного специализированного оборудования. Мотором для него стал 300-сильный ОМ936LA. Новинкам еще предстоит пройти серию финальных испытаний, прежде чем попасть к конечным потребителям.

Остается добавить, что многолетняя история Минского автомобильного завода знает и времена подъема, и времена застоя, но появление машин нового поколения наглядно демонстрирует, что все тяжелые моменты были успешно преодолены, и завод продолжает уверенное развитие.

Благодарим за предоставленную информацию компанию «МАЗцентрКазань»

тел: (843) 224-12-04, 234-1-888

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню