1. Главная
  2. 2013 Сентябрь
  3. Юбилейная «Мобилизация»

Юбилейная «Мобилизация»

Мнение, будто отечественные внедорожники — это груда хлама, а на иностранных лазить по болотам — только машину убивать, в очередной раз опровергли участники соревнований «Мобилизация-трофи», прошедших 24–25 августа под Гороховцом. Почти 200 экипажей носились по окрестным болотам, лесам, оврагам в борьбе за титул победителя

И большое количество экипажей, и самый разнообразный состав техники — любителям автоспорта было за кого поболеть и на что полюбоваться как в статике, так и в динамике. По большому счету, спортсмены (причем, заметьте, спортсмены-любители) гоняются на всем, что имеет хоть какие-то внедорожные возможности: «Нивы», УАЗы, ГАЗ-69, «Тойоты», «Паджеро» и даже «Соболи» с ЛуАЗами. Если не хватает автомобилю внедорожных характеристик, то накидываются на него добры молодцы с ключами гаечными, аппаратами сварочными, запчастями тюнинговыми, колесами большими, лебедками и доводят аппарат до нужной кондиции. Впрочем, от размера колес и тягового усилия лебедки мало что зависит, если пилот рулить не умеет, а штурман нога за ногу тянет трос лебедки к дереву…

Но на «Мобилизации» ленивых и неумелых мало. Бывают, конечно, неопытные, но вся атмосфера внедорожья такова, что взаимопомощь — непременный атрибут. А большинство участников составляют экипажи опытные, не один год принимающие участие в соревнованиях, и наблюдать за тем, как они слаженно «берут точки» на GPS-ориентировании, — одно удовольствие. Или как летают по трассе джип-спринта. Неоднократно замечено, что люди, впервые наблюдающие за джип-спринтом, стоят с раскрытыми ртами: они не ожидают, что какой-нибудь «уазик» может лететь по кочкам под сто километров в час, да еще и подпрыгивая с отрывом всех колес.

Джип-спринт на «Мобилизации» по традиции проводится на второй день соревнований, а в первый день экипажи отправляются на ориентирование. Происходит это следующим образом: перед стартом участники получают распечатки с GPS-координатами мест, которые нужно найти, на этих местах произвести фотофиксацию факта доезда (а в большинстве случаев — доползания) и ехать искать следующую точку. У каждой точки есть свой номинал, и кто успеет в течение зачетного времени «взять» больше точек, да если удастся взять так называемые стоочковые, к которым и пешком-то особо не подберешься, тот имеет шансы занять призовое место.

Весь день хаотично мечутся по лесам машины, зрители (а на «Мобилизации трофи» организаторы обязательно готовят несколько мест, куда можно добраться и зрителям) эмоционально наблюдают за тем, как экипажи копошатся по уши в грязи. Просто праздник какой-то! А на этот год организаторы приготовили расширенную спортивную программу. На трассу джип-спринта выехали мотокроссмены-колясочники и с ревом моторов и пылью из-под колес пронеслись по ухабистым дорожкам. Впрочем, им не привыкать: их «родные» соревнования проходят в таких же условиях. А вот участникам следующего номера шоу-программы пришлось потуже. «Гонки на выживание» обычно проходят по относительно ровной поверхности, а тут — перепады высот, твердый грунт перемежается с песочком, и старые «боевые кони», опоясанные трубами безопасности и увешанные покрышками для амортизации столкновений, стали буксовать. Но все равно «выжившие» в ходе заезда давали жару. Особенно удивляли старенькие «Запорожцы», летавшие по трассе так, что только песок из-под колес.

А в это время в болотах ревели моторы, рвались тросы лебедок, приводы, карданы… Но желание победить — превыше всего. Экипажи чинили машины в полевых условиях и снова мчались по навигатору к вожделенным точкам. Две сотни машин, полтысячи людей. Они собрались из разных городов Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Московской, Рязанской и Ярославской областей. Но, по большому счету, им ехать все-таки недалеко. А вот прибытие экипажа из Челябинска… перед ребятами снимали шляпы все бывалые гонщики. Как объяснили наши далекие гости, им тоже захотелось потусоваться на столь масштабном мероприятии. И не беда, что не взяли они призовых мест, зато нашли новых друзей.

Вечер первого дня закончился масштабной дискотекой, но без излишеств: на второй день все-таки джип-спринт, и нужно быть в форме, если хочешь выйти на трассу. Не все экипажи, впрочем, подали заявки для участия в этом состязании, но все равно от желающих прокатиться с ветерком отбоя не было, плюс приехали новые лица, чьи автомобили не позволяют им участвовать в ориентировании, а вот в спринте они себя еще как покажут. В частности, в стартовых списках оказался участник на Great Wall Hover — «китайце», паркетнике, но и он «летал» так, что почти пробился в тройку лидеров. Но лишь почти…

Естественно, что в обоих видах соревнований боролись равные с равными. Все автомобили перед стартом проходят техническую инспекцию, и комиссар по совокупности характеристик заносит их в определенные классы. Так, в ориентировании автомобили делились на ТР-0 (стандартный авто на шоссейной или А/Т резине до 32 дюймов, без лебедки), ТР-1 (стандартный авто на М/Т или Х/Т резине до 33 дюймов, без лебедки), ТР-2 (авто на М/Т или Х/Т резине до 33 дюймов, с лебедкой), ТР-3 (авто на М/Т или Х/Т резине свыше 33 дюймов и лебедкой) и квадроциклы (парные экипажи). В спринте же классификация идет по-другому. «Стандарт» — авто с мощностью двигателя до 60 л. с. на тонну веса машины, «Суперстандарт» — авто с мощностью двигателя свыше 60 л. с. на тонну веса, «Монстры» — авто с мощностью двигателя свыше 135 л. с.

И вот как только осела пыль за последним финишировавшим на спринте, организаторы объявили о финальном зрелище (которое, как оказалось, прямо в тематике нашего издания) — краш-тесте автомобиля ВАЗ-2104. Правда, это оказался не классический краш-тест, в ходе которого машина врезается в препятствие, а демонстрация утилизационной программы в действии. Фронтальный погрузчик SDLG мягко подкатился к «жигуленку» и сделал из него слоеный бутерброд, умяв в лепешку сначала колесами, а потом ковшом сложил вдвое и притрамбовал. Получился металлический параллелепипед, над которым, похоже, вошедший в раж оператор погрузчика начал насыпать курган, но был все-таки остановлен в своем порыве.

Но все-таки настоящим финальным аккордом соревнований стало награждение. Организаторы соревнований (а ими бессменно выступают клубы «Экстрим-НН» и «Гороховец экстрим 4х4») совместно с партнерами приготовили достойные призы. Для спринтеров — разную электронику, а для ориентировщиков — внедорожные аксессуары: лебедки, такелаж и оптику отечественной марки «Стократ» (не волнуйтесь, все надежное, прошедшее испытания жизнью во всех широтах России), ну и, конечно же, кубки, медали, дипломы.

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню