1. Главная
  2. 2012 Декабрь
  3. Когда грузовику требуется специнструмент

Когда грузовику требуется специнструмент

Конструктивно все комплектующие, из которых состоит автомобиль, можно поделить на несущие и навесные элементы. Сегодня наш сервисный эксперт Геннадий Кузьмич Татаркин поведет речь об обслуживании навесных элементов: о подвеске и тормозной системе автомобиля.

Конструктивно все комплектующие, из которых состоит автомобиль, можно поделить на несущие и навесные элементы. К первым принято относить силовой каркас кузова, если речь идет о легковом автомобиле, и раму — применительно к грузовикам. Ко вторым относятся все остальные элементы: это двигатель, коробка передач, мосты, подвеска и прочее. Сегодня речь пойдет о навесных элементах: о подвеске и тормозной системе автомобиля.

Небольшой ликбез

Несущая система автомобиля предназначена для размещения всех узлов, агрегатов и систем автомобиля и соединения их в единую конструкцию. В качестве несущей системы для грузовых авто чаще всего применяется рама.

Автомобильная рама выполняет функцию каркаса автомобиля. Дополнительно рама придает жесткость и прочность всей конструкции, что позволяет воспринимать различные нагрузки при движении. Для размещения водителя, пассажиров и грузов на раму дополнительно устанавливается кузов или (и) кабина.

К раме крепятся практически все узлы и агрегаты систем автомобиля: кузов, двигатель, трансмиссия, передняя и задняя подвески, системы управления и др. В совокупности они образуют шасси автомобиля.

Из часто применяющихся подвесок, без сомнения старейшей является осевая балка, с каждой стороны которой установлено по колесу. Такая подвеска называется зависимая. В этом случае передний мост (балка) подвешен к лонжерону рамы на двух рессорах при помощи кронштейнов и серег. В загнутые ушки самого длинного (коренного) листа запрессовывают втулки — сайлент-блоки, через которые проходят рессорные пальцы, шарнирно соединяющие рессору с кронштейном и серьгой.

По концам балка имеет утолщения цилиндрической формы, в которых выполнены конические отверстия с вершиной конуса, обращенной вверх. Балка передней оси соединена с поворотными цапфами с помощью шкворней.

Выпрессовка шкворней

Шкворень — это стержень шарнира поворотного соединения. Шкворневой палец поворотного кулака применяется для соединения балки моста, несущей цапфы передних колес. Шкворень обычно закреплен неподвижно в мосту или балке для улучшения управляемости и устойчивости автомобиля, а также условий работы шин.

Когда узел отходит свой ресурс, в прочном соединении шкворня с балкой/мостом появляется люфт. Это неблагоприятное явление может стать причиной выхода из строя наконечников на рулевых тягах, преждевременного износа шин, износа втулок и сайлент-блоков, неправильной работы рессор.

Люфт в шкворневых пальцах и «закоревание» возникают не только из-за халатности технического обслуживания данного узла, но и вследствие естественного износа. Из-за этого в закрытых частях узла смазка смешивается с абразивным материалом, образуемым в результате эксплуатации, и увеличивает износ, а на открытых местах, таких как опорный подшипник, смазка вымывается водой. Ну а там, где на металлическую поверхность попадает вода, происходит медленное окисление, что разрушающе воздействует на металл и образует ржавчину. Как результат:

— заклинивание шкворневого пальца вследствие окисления (ржавчины);

— разрушение опорного подшипника или втулки.

Для самостоятельной диагностики состояния шкворневого пальца необходимо иметь домкрат или подъемник и хорошую монтировку. Одним концом уперев монтировку в жесткий элемент ТС и прислонив ее к шкворневому пальцу, покачиваем инструмент из стороны в сторону. В случае если чувствуется хоть незначительный люфт в стороны, то такой шкворень необходимо менять.

Максимально упрощает замену изношенного элемента специализированный гидравлический съемник отечественного производства, который не только облегчает работу автослесарю, но и сокращает время и при соблюдении инструкции делает замену максимально безопасной.

Съемники шкворней гидравлические выпускаются для выпрессовки шкворня по его максимальному диаметру следующих типов:

— код 0204025 — «Бычок» (позволяет выпрессовывать шкворень без съема рулевых тяг);

— код 0201045 — ГАЗ, ЗИЛ, «Газель», ПАЗ, КАМАЗ, корейские и китайские автомобили с шириной балки до 119 мм и максимальным диаметром шкворня 45 мм;

— код 0203075 — КАМАЗ, МАЗ, IKARUS, ЛИАЗ. MAN, MERSEDES, SKANIA, VOLVO, автомобили с шириной балки до 180 мм и максимальным диаметром шкворня 56 (60) мм.

Процесс снятия выглядит следующим образом. Вывешиваем нужную сторону ТС. Заведомо неверный путь при отсутствии специального инструмента — когда шкворень выбивают кувалдой и дополнительным пальцем, меньшим по размеру. Делать это категорически не рекомендуется, так как от ударов в посадке шкворня на балке образуются задиры, что впоследствии при запрессовке шкворня может привести к заклиниванию пальца и потере балки.

Другое дело — использование специнструмента: приспособления, в простонародье называемого «спрут», а на техническом языке — пресс для выпрессовки шкворней. Устанавливаем съемник, направляя шток вверх или вниз в зависимости от модели шкворней. На некоторых моделях автомобилей можно давить вниз, но прежде необходимо убедиться, чтобы сверху на шкворне не было утолщения (в основном на 1 мм толще, чем снизу) и что этим утолщением он не пройдет через балку.

Если шкворневой палец не сдвинулся с самого начала, то оставьте пресс под давлением штока на некоторое время, а потом опять создайте давление. При правильном подборе пресса шкворень должен сдвинуться с места. Времени на выпрессовку шкворня требуется 15–30 минут.

Если и в этом случае шкворень не тронулся с места, то оставляйте пресс на ночь под натяжением.

Выпрессовка рулевых тяг и сошки

Немалую проблему создает замена рулевой сошки. Как правило, замена происходит из-за чрезмерного износа направляющей рулевого пальца или при замене рулевого редуктора.

Сошка рулевая — деталь крепления средней тяги рулевой трапеции к рулевому механизму, исполнительная часть рулевого редуктора — совершает возвратно-поступательный поворот в некотором заданном секторе в зависимости от вращения рулевого вала.

Греть такие узлы опасно, так как нагрев может привести к выходу из строя резиновых уплотнителей, находящихся в рулевом редукторе. Снять рулевую сошку с грузового автомобиля без специальных съемников практически невозможно. Даже механические съемники не всегда дают положительный результат. Поэтому здесь лучше применить гидравлический инструмент

Здесь окажется незаменимым съемник гидравлический, предназначенный для выпресовки продольных, поперечных тяг и сошки рулевого управления грузовых автомобилей.

Съемники выпускаются двух типов (по диаметру захода под гайку тяги, сошки):

— код 0207010 — съемник гидравлический для выпресовки продольных, поперечных тяг и сошки рулевого управления грузовых автомобилей диаметр захода до 58 мм;

— код 0209010 — съемник гидравлический для выпресовки продольных, поперечных тяг и сошки рулевого управления грузовых автомобилей диаметр захода до 39 мм.

Выпрессовка сайлент-блоков

Представим такую ситуацию: вы приезжаете на диагностику, и по ее результатам мастер говорит, что пора менять сайлент-блоки.

Сайлент-блок, или, по-другому, резинометаллический шарнир, представляет из себя две металлические втулки, между которыми имеется резиновая вставка. Сайлент-блоки служат для соединения деталей подвески за счет упругой вставки между втулками.

 

Сайлент-блоки встречаются у грузовых автомобилей чаще всего в рессорной подвеске. Также сайлент-блоки применяют для крепления амортизаторов, коробки передач, двигателя. И за всеми этими резинометалическими шарнирами нужен постоянный и своевременный контроль. Следует проверять люфт в сайлент-блоках и при чрезмерной его величине также их заменить в срочном порядке. Не стоит медлить с заменой сайлент-блоков вследствие того, что они могут разрушить посадочные места.

Самая большая сложность, которая возникает при замене старых сайлент-блоков на новые, это трудность их запрессовки. Для этого потребуется специальный инструмент, оправки и пресс для запрессовки и выпрессовки. При их сильном износе может появиться увод автомобиля на скорости: автомобиль будет как бы швырять из стороны в сторону.

Съемник сайлент-блоков гидравлический применяется для выпрессовки и запрессовки различных сайлент-блоков (рессор, подвески двигателя, рычагов), установленных на грузовых и легковых автомобилях.

Съемники выпускаются двух типов (максимально выпрессовываемых размеров сайлент-блоков):

— код 0210008 — съемник для выпрессовки и запрессовки сайлент-блоков диаметром до 50 мм;

— код 0212018 — съемник для выпрессовки и запрессовки сайлент-блоков диаметром до 80 мм.

Снятие тормозных барабанов

Тормозная система — неотъемлемая часть любого транспортного средства, допущенного к эксплуатации на дорогах общего пользования.

Тормозная система предназначена для управляемого изменения скорости автомобиля, его остановки, а также удержания на месте длительное время за счет использования тормозной силы между колесом и дорогой. Тормозная система является важнейшим средством обеспечения активной безопасности автомобиля. На большей части российских грузовых автомобилей применяются системы барабанного торможения, на иномарках уже применяется смешанная дисково-барабанная система, в дополнение к которой используется усилитель тормозов, антиблокировочная система, усилитель экстренного торможения и другое.

Барабанный тормоз — это вид тормозной системы, состоящей из вращающегося барабана, в которой торможение достигается прижатием тормозных колодок к барабану.

Требования к тормозному барабану: он должен быть жестким, мало деформироваться и эффективно охлаждаться. В связи с этим тормозные барабаны часто изготовляют из чугуна с ребрами жесткости. Чугун является хрупким и при ударах может отколоться, поэтому при снятии барабана чаще надо использовать специальные съемники. Обычно из-за воздействия высоких температур барабан прикипает и его снятие становится затруднительным. На помощь придет:

— код 0206010 (съемник гидравлический трехлаповый).

Он применяется для съема тормозных барабанов, грузовых автомобилей и прицепов без нанесения ударов с помощью ручного инструмента (молотка, кувалды). Исключает повреждение, деформацию чугунных тормозных дисков при их демонтаже.

В заключение хотелось бы отметить, что применение специальных съемников помогает значительно сэкономить ваше время и силы при ремонте автотранспорта. Пожалуй, тут будет уместно выражение Генри Форда: «Сами по себе идеи ценны, но всякая идея, в конце концов, только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически».

Более подробную информацию вы можете получить на сайте производителя и на сайте apogey.ru

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню