1. Главная
  2. 2021 Ноябрь/Декабрь
  3. Трамвай останется

Трамвай останется

В 2021 году Нижний Новгород с размахом отметил свое 800-летие. К этой дате старинный город обновился, похорошел. Были отреставрированы символы Нижнего Новгорода:  Нижегородский кремль, Чкаловская лестница, парк “Швейцария”, проведено множество работ по благоустройству города-миллионника. Не был забыт и Нижегородский трамвай, которому в этом году исполнилось 125 лет,  – по городскому кольцу вышел в рейс первый ретро-трамвай.

Трамвайный первенец России 

Нижний Новгород принято считать колыбелью российского трамвайного движения, хотя и не совсем корректно называть нижегородский трамвай – первым в России. Дело в том, что на территории Российской империи первое регулярное трамвайное сообщение стартовало в Киеве в 1892 году. Правда, учитывая то, что сегодня Киев – это заграница, Нижний Новгород действительно мог бы считаться первенцем среди современных российских городов, если бы не Санкт-Петербург. В последнем трамвай ходил с 1894 по 1910 гг. по льду Невы в зимний период. Таким образом, Нижний Новгород уже не город первого трамвая в России, а город, в котором было организовано первое регулярное и круглогодичное трамвайное движение в России.

Первый нижегородский трамвай, ходивший с 1896 года, ныне находится в музее трамвайного депо №1 в Нижнем Новгороде

 

Самый первый в мире электрический трамвай: Берлин, 1881 г.

Примечательно, что на год раньше Нижнего Новгорода трамвай появился и в Калининграде, но в 1895 году это был еще немецкий город Кенигсберг и до 1946 года он не входил в состав СССР и России. Кенигсберг не был первенцем и в Германской империи, так как первое электрифицированное трамвайное движение в мире появилось именно в столице Германской империи – Берлине в 1881 году!

Таким образом, нижегородский трамвай можно назвать «первым в России», обязательно добавляя к его статусу прилагательные «круглогодичный» и «исконно российский». И все же, 125-лет трамвайному движению – это невероятный срок, которым нижегородцы могут гордиться по праву. Хоть были за это время не только периоды бурного развития, но и упадка. За последние же 5 лет “трамвайная” история в Нижнем интересна тем, что это уже не только вид городского транспорта, но и достопримечательность города.

 

Рижские вагоны на нижегородских улицах 

Вернувшийся из забвения трамвай РВЗ-6М2, восстановленный в депо №3

 

В салон ведут только две двери шторного типа и три высоких ступени

В 2016 году нижегородские власти решили сделать горожанам настоящий подарок, отреставрировав легендарный трамвай РВЗ-6М2, в прошлом массово эксплуатирующийся на улицах города Горького. В нижегородских депо было множество трамваев различных марок и моделей, но 5 лет назад выбор в пользу восстановления рижской модели РВЗ-6М2 был сделан не случайно. Во-первых, данная модель не столь стара, чтобы стереться из памяти старших поколений нижегородцев – а значит, узнаваема и вызывает теплые чувства. Во-вторых, не все вагоны РВЗ-6М2 уже списаны в утиль, и найти донора для реставрации оказалось не так сложно даже в одном из нижегородских депо.

Модель, подвергшаяся реставрации, имеет не совсем обычную судьбу. В отличие от большинства своих аналогов, выпущенных «Рижским вагонным заводом» в период с 1974 по 1987 гг., трамвай, выпущенный в 1979 году и отгруженный во второе горьковское трамвайное депо, проработал на городских маршрутах совсем короткое время. Вскоре машину отправили на доработку в Новосибирск, где переделали в спецвагон-сетеизмеритель (по заводской классификации СИ-1). Вернувшись в г. Горький, спецвагон не сразу стал работать по прямому назначению, а долгое время простаивал в депо. Как отмечают специалисты, хорошо знающие судьбу данного вагона, его чаще использовали в качестве аварийного буксировщика сломавшихся трамваев, нежели в качестве сетеизмерителя. Последние несколько лет трамвай не работал вовсе, но вместо вполне ожидаемой в таких случаях отправки в утиль, его подвергли реставрации.

Зато попав в салон, удивляешься его простору и упорядоченности

Правда, историческая справедливость тут несколько нарушена. Дело в том, что последний трамвай марки РВЗ-6/6М (выпускавшиеся с 1960 по 1974 гг. без серьезной модернизации) поступили в трамвайное депо №1 в верхнюю часть города в 1971 году. Все последующие поставки РВЗ в г. Горький, вплоть до 1980 года, поступали в трамвайные депо нижней части города и уже не могли оказаться на маршруте №2 в исторической части города. Следовательно, отреставрированную модель РВЗ-6М2, выпущенную в 1979 году, справедливо было бы пустить по маршрутам нижней части города, а для центра города следовало бы найти и отреставрировать вагон более раннего выпуска.

К слову сказать, всего с 1961 по 1980 годы в город было поставлено 262 рижских вагона моделей РВЗ-6/6М/6М2. Последний из них прекратил работу на городских маршрутах в 2004 году.

 

На лицо старинный, новый внутри 

Вместо сидений и поручней тут было сетеизмерительное оборудование

Реставрация проводилась по инициативе городской администрации, которая решила вернуть на маршрут по исторической части Нижнего Новгорода культовый трамвай, некогда работавший в городе Горьком.

Непростую работу доверили специалистам нижегородского трамвайного депо №3 в 2014 году. Перед реставраторами стояла задача не просто вернуть вагону первозданный внешний вид и восстановить оригинальный интерьер, но и по возможности сделать трамвай более надежным и пригодным к современным условиям городской эксплуатации. Из представленных фотографий видно, что внешность восстановлена практически 100-процентно. Специалисты отмечают лишь, что эмблема звезды с крылышками на передней части трамвая появилась тут по инициативе реставраторов, так как у оригинальной модели ее не было. Такая эмблема устанавливалась лишь на более ранние модели РВЗ-6. Но в данном случае историческая достоверность менее важна, чем эффектный вид трамвая.

Салон машиниста сохранил лишь общие очертания. Вся начинка – новая

В ходе реставрации была сохранена оригинальная обшивка из листов алюминия, старые фонари освещения внутри салона, а также форма подушек пассажирских сидений. Но для более эффективной работы в современных городских условиях на трамвае была проведена модернизация тягового электропривода с заменой на электронный привод, колесные тележки поставили от более современных КТМ, часть бортовой проводки и сигнал позаимствовали у чешских «Татр», установлена новая электронная система управления взамен прежней РКСУ.

Остается добавить, что по маршруту «Городское кольцо» на радость горожанам и гостям города ходил винтажный внешне, но современный по своей начинке трамвай, украшающий исторический центр Нижнего Новгорода.

На реставрацию ретро-трамвая городской бюджет потратил около 11 миллионов рублей. Эта сумма была сравнима со стоимостью нового вагона КТМ, но в несколько раз меньше стоимости современных низкопольных трамваев из Европы.

Вечная романтика трамваев

Ретро-трамвай 71-415Р

В июле 2021 г. к 800-летию города нижегородская администрация продолжила традицию обновления трамвайного парка города. Теперь  на улицах мегаполиса появился новый ретро-трамвай. Современный, выполненных в ретростиле, имеет ретро-дизайн, но современную начинку — например, пассажиры смогут пользоваться бесплатным wi-fi и зарядить мобильный телефон, есть условия для маломобильных граждан. В салоне есть кондиционер на лето и печи на холодное время года. Кроме того, для безопасности пассажиров и других участников дорожного движения двери трамвая имеют подсветку.

Ретро-трамвай 71-415Р производства АО «Уралтрансмаш» — это синтез дизайнерских тенденций ХХ века, воплощенных в новой форме. Трамвай создан на основе модели 71-415. Новый трамвай объединяет в себе современное оснащение и передовые технологии, исполненные в ретро-эстетике. Многие элементы выполнены вручную или с применением технологий начала ХХ века.

Один вагон длиной 16,5 м сможет вместить 174 пассажира. При этом сидений в нем 38 плюс место для кондуктора. В задней части ретро-вагона расположено колесо, имитирующее стоп-кран старинных трамваев. В районе места кондуктора находится трос, при опускании которого срабатывает механический звонок в кабине водителя, сигнализирующий о необходимости остановки.

В ретро-трамвае установлен инновационный электродвигатель ЭДБТ1. Уникальность электродвигателя заключается в ряде технических решений, которые позволили получить технические характеристики на порядок выше аналогов. Кроме того, двигатель имеет уникальную систему охлаждения, которая исключает вероятность его отказа из-за перегрева и увеличивает ресурс работы.

По началу – довольно необычно, но сразу чувствуется плавность хода трамвая, хотя жесткие деревянные сиденья комфорта не добавляют. В кабине водителя всё под рукой, к тому же можно воспользоваться кондиционером или вентилятором в зависимости от потребности. С виду всё доступно и современно.

Нижний Новгород стал первым городом в России закупивший партию трамваев с дизайном под ретро в Екатеринбурге. Первый трамвай доставили в Нижний на двух тралах: на первой машине находился кузов, на второй – тележки. Сначала выгружаются тележки, дальше с использованием специальных механизмов двумя кранами трамвай поднимается, вывешивается над тележками и ставится на них. Дальше происходит сцепление специальным буксировочным трамваем, после чего новый вагон везут на ремонтные канавы, где происходит полная сборка.

Закупку трамваев за 945,5 миллионов приурочили к 800-летию Нижнего Новгорода.  Подрядчиком стал АО «Сбербанк Лизинг», который поставил в лизинг 11 ретро-трамваев для города. Много было рассуждений среди нижегородцев относительно экономической целесообразности такой недешевой, мягко говоря, закупки, были также высказаны сомнения относительно надежности ретро-трамваев. Однако мэрия города приняла решение в пользу “ретро”, сославшись на необходимость развития трамвайного движения в исторической части города, где трамвай играет большую роль для развития туристического потенциала. Насколько выгодным окажется такое решение, покажет время. Что же, поживем — увидим.

 

 

 

 

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню