1. Главная
  2. 2015 Июнь
  3. Новое прочтение «Супер-траков»

Новое прочтение «Супер-траков»

Freightliner создал сверхэкономичный тягач и назвал его легендарным именем Supertruck

Раньше под понятием «Супер-трак» в США понимался мощный капотный тягач классического вида с плоским хромированным передним бампером, решеткой радиатора в виде щита, большими вертикальными выхлопными трубами по бокам от кабины и огромным спальным отсеком за кабиной. Нынче же компания Freightlinerназвала этим гордым именем ничем непримечательный аэродинамически эффективный грузовик. И в чем же спрашивается его «суперность»?

А «суперность», по словам создателей, состоит в том, что этот грузовик на 75% расходует меньше топлива, по сравнению с его серийными аналогами! Аргумент конечно весомый, но до статуса «супер» этого недостаточно…

Департамент энергетики США еще в 2010 году потребовал от производителей дальнобойных грузовиков разработать программы по снижению потребления ими топлива как минимум на 50%. Североамериканское подразделение концерна Daimler заявило, что начало работу в этом направлении сразу после объявления департаментом энергетики данной программы, и за пять прошедших лет вложило в проект более 40 миллионов долларов. В компании считают, что деньги потрачены не зря, и недавно представленный на автосалоне Mid America Trucking Show (MATS) грузовик перекрыл поставленные требования более чем в два раза.

Представленный концерном Daimler и компанией Freightliner грузовик по имени Supertruck снабжен 375-сильным дизелем Detroit объемом 10,7 л и потребляет, как выяснилось в ходе испытаний, менее 20 л топлива на 100 км пути. Для тяжелого магистрального автопоезда результат впечатляет, и производитель утверждает, что потребление топлива «Супертраком» на 115% превосходит требования, поставленные властями Северной Америки. Этот показатель измерялся в тонно-милях на галлон по сравнению с аналогичным грузовиком 2009 года.

Снижение расхода топлива достигается не в малой степени за счет системы управления энергии, интеллектуальной трансмиссией, Detroit DT12 автоматической коробкой передач и технологией прогноза, которая контролирует скорость автомобиля с использованием GPS и цифровых 3D карт.

Чтобы стать экономичным, грузовик много часов провел в аэродинамической трубе…

…благодаря чему получил комплект спойлеров и обтекателей, а также активные жалюзи на решетке радиатора

Упомянутая система управления энергией представляет собой некое подобие системы KERS, применяющейся в «Формуле-1». Она накапливает энергию во время торможений транспортного средства и потом выдает ее по мере необходимости (например, когда грузовику требуется большая мощность для разгона или трогания с места с грузом).

Не менее значимую роль в экономичности грузовика играет бескомпромиссная аэродинамика. Бампер, капот, крылья, кабина с наклоненным ветровым стеклом и спойлер продувались в аэродинамической трубе рекордное количество часов, что в итоге, позволило вывести обтекаемость грузовика на недосягаемый прежде уровень. А некоторые аэродинамические элементы в оформлении грузовика активны: например, встроенные поворотные жалюзи решетки радиатора. Их меняющийся угол способен регулировать потоки воздуха к двигателю, а также способствовать снижению лобового сопротивления. Выдающиеся показатели передка дополняют боковые панели и обтекатели, установленные не только в пределах колесной базы, но и укрывающие собой задние оси тягача.

В конструкции автомобиля применена система Intelligent Powertrain Management (IPM), которая при помощи GPS-навигации распознает положение грузовика относительно рельефа местности и заблаговременно подбирает наиболее оптимальный режим работы АКП и двигателя для достаточной тяги при наименьшем расходе топлива.

Грузовик, построенный на базе Freightliner Columbia, имеет привод лишь на среднюю ось

Daimler Supertruck уже успел совершить демонстрационный пятидневный автопробег по некоторым южным штатам США, в ходе которого и был достигнут этот результат. Уточняется, что полная масса автопоезда (грузовик+прицеп+груз) в процессе испытаний составляла около 30 тонн. Для Америки это привычный показатель полной массы автопоезда, но в России, например, разрешено возить более сорока тонн, поэтому в наших реалиях этот рекордный показатель по расходу топлива может серьезно скорректироваться в сторону роста.

Но для его создателей супер-грузовик стал целым полигоном для отработки ряда инновационных решений для экономии топлива. Supertruck также оснащен панелями солнечных батарей на крыше и капоте eNow фирмы Bergstrom, которые вырабатывают электроэнергию для питания бортовых электроприборов и систем автопоезда (от подсветки в кабине до работы климат-контроля и габаритных огней). В комплектацию автомобиля входят шины Goodyear Fuel Max LHD с низким сопротивлением качению и система мониторинга давления воздуха в шинах Bendix’s Smart TirePressure Monitoring System.

Подушки на креслах подбираются в зависимости от комплекции водителя

Кроме того, разработчики заявили, что конструировали тягач и полуприцеп не как два разных транспортных средства, а как единую систему, что позволило оптимизировать многие детали конструкции. Однако представители концерна успели оговориться, что некоторые из реализованных технологий пока не представляют коммерческого интереса для воплощения в серийном производстве.

Daimler Trucks North America уже начал внедрять усовершенствования из проекта концептуального грузовика для аэродинамических свойств серийных грузовых автомобилей Freightliner Cascadia Evolution и Western Star 5700 XE.

Нам же остается добавить, что представители компании Daimler не совсем точно отобразили в названии назначение грузовика. За его заслуги в области экономии топлива и борьбой с аэродинамическим сопротивлением концепт нужно было назвать не Supertruck, а AeroEconomyTruck.

В салоне по-медицински стерильно и столь же неуютно

Самостоятельный «супертрак» 

Тем временем концерн Daimler AG продолжает эксперименты с самоуправляемыми автомобилями. Вслед за легковушкой Mercedes-Benz S-Класса и прошлогодним концептом Mercedes-Benz Future Truck 2025 компания, уже в своем североамериканском подразделении Freightliner, создала первый в мире капотный самоуправляющийся магистральный тягач – Freightliner Inspiration. Принципы, по которым работает грузовик, аналогичны тем, которые мы описывали в «ГТиС» №3 (61) 2015 на стр. 32, за исключением некоторых настроек электронных систем, требующихся для соблюдения американского транспортного законодательства. Freightliner Inspiration Truck использует уникальную систему Highway Pilot для автономного вождения. Система включает в себя радар и комплекс стерео-камер, которые способны «смотреть» вперед на расстояние до 250 м, а также использует круиз-контроль и системы сохранения полосы движения и предотвращения аварий. Как только Freightliner Inspiration Truck выезжает на хайвей, водитель может активировать систему автономного вождения. Она регулирует скорость, а также управляет тормозами и рулевым управлением. При этом автопоезд соблюдает ограничения скорости на маршруте, выдерживает заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля, а также использует функцию stop-and-go для движения в заторах. Тем не менее, Inspiration Truck не может маневрировать самостоятельно: этим заведует водитель. Это же относится к съездам с шоссе и сменам полосы движения. На наш взгляд, Inspiration свой внешностью и применяемыми технологиями гораздо больше соответствует статусу «Супертрак», нежели описанный в статье Supertruck.

фото компании Daimler

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню