1. Главная
  2. 2019 Апрель
  3. От двадцати до тридцати

От двадцати до тридцати

В минувшем году российский рынок полноповоротных экскаваторов эксплуатационной массой 12-70 т показал неплохой результат, достигнув значения почти в 5000 единиц…

В минувшем году российский рынок полноповоротных экскаваторов эксплуатационной массой 12-70 т показал неплохой результат, достигнув значения почти в 5000 единиц, превзойдя результат 2017 года на 20%. При этом, доля иностранных брендов достигла 87%. Нашим достались скромные 12%. А вот доля техники б/у после принятия постановления правительства РФ № 81 от 6 февраля 2016 г. “Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” резко снизилась, в 2018-м за ней был всего 1%.

Отрадно, что рынок постепенно “оттаивает” и меняет вектор от снижения, продолжавшегося три года, к росту. Хотя до лучших докризисных показателей еще далеко. В 2008 году, когда российскую экономику накрыла волна кризиса, объем рынка полноповоротных экскаваторов превышал 11000 единиц.

Среди всего многообразия самыми популярными традиционно являются гусеничные экскаваторы класса от двадцати до тридцати т (так называемого среднего класса), наиболее широко применяемые при строительных работах. Их доля в сегменте полноповоротных экскаваторов эксплуатационной массой 12-70 т в 2018 году составила около 70%. Рассмотрим, что в данном классе предлагают отечественным строителям российские и зарубежные производители.

Наше всё

 

Компания “РМ-Терекс” в 2015 году запустила в серийное производство на заводе “Тверской экскаватор” новую серию землеройной техники, разработанной совместно со специалистами корпорации Terex. Первенцами стали модели класса 20 т — гусеничная TX 210 LC и колесная WX 200. Экскаваторы получили эргономичную кабину, современные двигатели нового семейства ЯМЗ-530 с электронным управлением, гидравлику Bosch Rexroth, интеллектуальную систему управления с семью режимами работы, функцией “Умная стрела”, функцией “Повышенное усилие копания”, функцией “Автогаз”, гидравлическим контуром для подключения активных рабочих органов. В
стандартной комплектации — климатическая система с воздушным фильтром, камера заднего вида, система удаленного мониторинга.

В конце 2017 года  семейство гусеничных экскаваторов ТХ пополнилось еще тремя машинами: в серию были запущены модели TX 220, ТХ 270 и ТХ 300 эксплуатационной массой 23, 28,7 и 32 т. На все три экскаватора устанавливается двигатель ЯМЗ-536 с разными настройками мощности. TX 220 стал дальнейшим развитием модели TX 210, получив более мощный 6-цилиндровый мотор вместо 4-цилиндрового ЯМЗ-534.

Выпуску новых моделей гусеничных экскаваторов на заводе “Тверской экскаватор” предшествовала комплексная модернизация ряда производств. В частности, на сварочном производстве был внедрен метод дробеструйной очистки металла, внедрено новое полуавтоматическое оборудования для сварки, реорганизован участок экспедиции комплектующих, осуществлен переход к роботизированной сварке рабочего оборудования, полностью реконструирован сборочный цех и введен в строй новый окрасочный комплекс.

Производитель “новой волны” — завод “ЭКСМАШ”, созданный в 2005 году, — выпускает экскаваторы с 2007 года. За прошедшие более чем 10 лет предприятие освоило широкий модельный ряд землеройной техники марки UMG. Линейка наиболее востребованных на рынке гусеничных экскаваторов класса 20-30 т представлена моделями E200C, E200NC, E220C, E240C, E300C и E330C. Экскаватор E200NC является узкогабаритной модификацией 20-тонного E200C. Ширина машины в 2500 мм упрощает процесс транспортировки по дорогам общего назначения и исключает необходимость получения специального разрешения. Все экскаваторы UMG оснащаются гидравликой Bosch Rexroth и другими комплектующими европейских марок. Применяемые двигатели — Deutz либо моторы отечественной сборки “КАММИНЗ КАМА”. Система гидропривода экскаваторов выполнена по двухпоточной схеме с позитивным объемным регулированием фирмы Bosch Rexroth, обеспечивающей совмещение четырех движений в рабочем цикле, высокую точность выполнения операций и минимальные потери мощности.

Завод “КРАНЭКС” специализируется только на гусеничных экскаваторах. Рассматриваемые размерные группы представлены пятью моделями и модификациями. Все экскаваторы оснащаются полным комплектом гидрооборудования Bosch Rexroth, гидроцилиндрами Hydrauto с демпферами и центральным коллектором Haldex,  гусеничными лентами, катками и механизмом натяжения Valuepart, редукторами хода Bonfiglioli. Младшая модель EK 240 характеризуется массой 23 т. Ее модификация EK 240LC оснащена уширенно-удлиненным ходом. На эти машины устанавливается двигатель Deutz. У них имеется система выбора рабочих режимов (всего 6 режимов), предназначенная для приведения частоты вращения двигателя и насоса, а также давления в гидросистеме в соответствие с характером выполняемой работы. Наличие данной системы обеспечивает согласование характеристик оборудования с конкретным видом работ, и, как следствие, гибкость машины в эксплуатации. Режим гидросистемы Power Boost позволяет кратковременно (на 8 секунд) повысить (на 10%) максимальное усилие, создаваемое рабочим оборудованием, если этого требует данный вид работ.
Наиболее популярный экскаватор марки “КРАНЭКС” — 28-тонный EK 270LC, на который приходится львиная доля продаж предприятия. На нем стоит проверенный временем двигатель ЯМЗ-236М2. Новшество, внедренное сравнительно недавно на этой модели — многофункциональный пульт управления, осуществляющий предпусковую и текущую диагностику систем экскаватора, информирует оператора о возникновении неисправностей, превышении предельно-допустимых эксплуатационных параметров и обеспечивает возможность гибкого выбора режимов работы и управления гидросистемой и двигателем. Экскаватор имеет модификацию со сверхдлинным рабочим оборудованием EK 270SL, предназначенную для мелиоративных работ и для планировки дорожных откосов. 32-тонный экскаватор EK 330 комплектуется двигателем Deutz и системой управления, согласовывающей работу силового агрегата с гидрооборудованием в зависимости от нагрузки.

Завод “Промтрактор” в большей степени известен как производитель промышленных тракторов, однако в его модельном ряду есть и гусеничные экскаваторы. Выпуск экскаваторов стартовал в 2012 году и продолжался вплоть до 2016-го, пока предприятие не оказалось в кризисной ситуации, как и остальные заводы Концерна “Тракторные заводы”. На протяжении всего выпуска объемы были невелики, фактически экскаваторы изготовлялись мелкосерийно. Основу производственной программы составляла модель ЧЕТРА ЭГП-230 массой 23,5 т. Также были разработаны еще несколько машин: 20-тонная ЭГП-200, 27-тонная ЭГП-270 и 45-тонная ЭГП-450. На них применялись двигатели Cummins, гидравлика Bosch Rexroth, а также узлы и агрегаты других мировых брендов.

В 2016 году на “Промтракторе” начались работы по созданию конвейера по производству экскаваторов. Ожидалось, что мощность нового производства составит порядка 700 машин в год. Выход на плановые показатели прогнозировался в течение 4-5 лет. Однако реализации проекта помешали известные события. В 2018 году у предприятия сменился собственник, благодаря чему производство снова набирает обороты, продукция марки ЧЕТРА возвращает свои позиции на рынке. Выпуск экскаваторов пока не
возобновлен, но экскаваторная тематика по-прежнему остается актуальной. В настоящее время конструкторами прорабатываются варианты комплектации, чтобы сделать технику более привлекательной по цене.

Уралвагонзавод, прекративший в 2009 году производство экскаваторов, намерен возобновить их выпуск. Конструкторами УВЗ разработаны две новых модели — гусеничная ЭО-41211А массой 23 т и колесная ЭО-33222А массой 19 т. Обе оснащены  дизелем ЯМЗ-534. Ранее нижнетагильский производитель озвучивал планы по началу производства экскаваторов до конца 2017 года, однако до сих пор их выпуск не начат и информации о дальнейших перспективах пока нет.

Еще один российский производитель гусеничных экскаваторов — завод “ДОНЭКС” — простаивает с 2016 года. Предприятие выпускало тросовые механические 23-тонные экскаваторы ЭО-4112А-1 и их модификации. Есть ли у завода будущее — вопрос. Местные власти пытались найти решение проблемы градообразующего предприятия, но, увы, пока безуспешно. Теперь экскаваторы донецкого завода можно купить, разве что, на вторичном рынке, равно как и технику ликвидированных в 2000-е годы Ковровского, Воронежского и Костромского экскаваторных заводов.

Иностранный десант

 

Как уже было отмечено, иностранные производители занимают доминирующее положение на российском рынке полноповоротных экскаваторов.

В этой связи потребители имеют чрезвычайно широкий выбор моделей техники — европейской, японской, американской,
корейской, китайской. В первой пятерке по объемам продаж в 2018 году были фирмы Hyundai, Komatsu, Hitachi, Caterpillar, Volvo. Также в десятку наиболее популярных брендов вошли Doosan, JCB, Case, John Deere и Kobelco. Кроме того были импортированы экскаваторы
еще порядка десяти марок, правда, в незначительном количестве — от нескольких штук до 10-30 единиц. Существенна доля экскаваторов зарубежных марок, произведенных в России, в первую очередь, Komatsu и Hitachi, в небольшом количестве в нашей стране выпускаются также экскаваторы Caterpillar. Суммарно в 2018 году на этих предприятиях было собрано 1047 единиц землеройной техники.

Линейка гусеничных экскаваторов Komatsu класса 20-30 т, предлагаемая российским потребителям, представлена пятью моделями — PC200-8M0, PC210NLC-8, PC220-8M0, PC300-8M0 и PC300LC-8M0 SE. Большая часть из них выпускается на заводе в Ярославле. На экскаваторах применяется система согласования работы двигателя и гидравлики. Данной системой предусмотрено несколько рабочих режимов, которые оптимизируют эксплуатационные характеристики машины и потребление топлива. Ряд моделей оснащен в стандартной комплектации системой удаленного мониторинга Komtrax, обеспечивающей комплексный контроль, управление парком техники и полное представление о состоянии машины. В рассматриваемой линейке предусмотрена узкогабаритная 20-тонная машина PC210NLC-8 с шириной 2500 мм. И модификация с увеличенным ковшом PC300LC-8M0 SE массой 34 т.

Все наиболее востребованные на российском рынке типоразмеры гусеничных экскаваторов компания Hitachi выпускает на собственном заводе в Твери. В их числе модели класса 20-30 т — ZX200LC-5G, ZX240-5G, ZX280-5G и ZX330LC-5G. Ряд моделей данных типоразмеров поставляется из Японии — это различные модификации экскаваторов ZX210-5,  ZX250-5 и ZX300-5. Современная линейка экскаваторов серии ZAXIS оснащается системой управления, согласующей работу двигателя и гидрооборудования, что помогает обеспечить более высокий уровень производительности с высокой топливной экономичностью. Режим временного повышения мощности позволяет увеличить усилие на кромке ковша до 10%. Также предусмотрен  эко-режим, который уменьшает расход топлива до 14%. Наряду со стандартным исполнением экскаваторов предлагаются специализированные модели для выполнения демонтажных работ. Имеется узкогабаритный экскаватор шириной 2500 мм — 21-тонная модель ZX210LCN-5A.

Модельный ряд средних гусеничных экскаваторов Caterpillar массой от 20 до 30 т включает модели 320, 320GC, 323, 326D2, 330, 330GC и 330D2. Экскаваторы оборудованы системой, автоматически адаптирующей мощность двигателя и гидравлической системы к условиям выемки грунта, а также эко-режим. С целью повышения производительности и точности выполнения работ техника оснащается различными интеллектуальными системами. Так, выемку грунта можно выполнять, управляя параметрами глубины, уклона и горизонтального расстояния в режиме реального времени. Стандартный “Ассистент уклона” эффективно удерживает машину на склоне, позволяя управлять копанием с помощью только одного рычага. Задав нужный угол ковша, функция “Ассистент ковша” будет автоматически поддерживать заданный угол в процессе устройства откосов, выравнивания, точного профилирования и рытья траншей, обеспечивая простое, точное и быстрое выполнение работ. Благодаря функции “Ассистент стрелы” можно выполнять подъем и тяжелые земляные работы без отрыва гусениц от земли. С помощью функции “Ассистент поворота” вращение экскаватора можно автоматически останавливать в заданных оператором точках в процессе загрузки самосвалов и траншейных работ, что сэкономит силы оператора и топливо.

Стандартная бортовая система взвешивания оптимизирует показатели загрузки и увеличивает эффективность погрузки за счет взвешивания во время движения машины и расчетов полезной нагрузки в реальном времени без учета поворотов. Машина автоматически компенсирует продольный и поперечный крен, вызванный наклоном поверхности. Для дистанционного управления показателями производительности используются системы Payload и VisionLink. Системы GPS и ГЛОНАСС позволяют с высокой точностью определять положение экскаватора.  Система Product Link сообщает о расположении, моточасах, расходе топлива, производительности, часах холостого хода, диагностических кодах и других параметрах машины посредством онлайн-интерфейса.

Компания Volvo одна из немногих, которая имеет в России свой собственный завод. В 2013 году в Калуге стартовало производство гусеничных экскаваторов, наиболее востребованных на рынке типоразмеров. Однако в 2017 году производство было приостановлено, после чего вся землеройная техника шведской марки поставляется только из-за рубежа. В настоящее время в линейке среднеразмерных гусеничных экскаваторов Volvo представлено четыре базовых модели массой от 20 до 30 т — EC200D, EC220D, EC250D и EC300D. Применяемый на этих экскаваторах инновационный режим ECO обеспечивает высокую топливную экономичность. Эта функция оптимизирует работу гидравлической системы, уменьшая потери по расходу и по давлению при сохранении мощности выемки и усилия поворота — в итоге улучшая топливную экономичность.

Среднеразмерные гусеничные экскаваторы JCB представлены на российском рынке машинами эксплуатационной массой от 22 до 33 т, это модели JS220, JS240, JS260, JS300, JS305 и JS330. Новые модели техники оснащаются двигателем EcoMAX Stage IV/T4F, который потребляет на 10% меньше топлива, чем модели стандарта Tier 3. Это в частности обусловлено тем, что двигатель EcoMAX развивает высокий крутящий момент при частоте вращения всего 1500-1600 об/мин, а также за счет использования эффективной гидравлической технологии. Гусеничные экскаваторы JCB оснащаются рекуперативной гидросистемой, которая обеспечивает циклическую подачу масла в цилиндры для
сокращения рабочих циклов и снижения расхода топлива. Функция автоматического холостого хода снижает обороты двигателя, если гидросистема машины не используется. Многофункциональное управление позволяет плавно и быстро выполнять перемещение машины одновременно с выемкой грунта. С помощью четырех режимов можно адаптировать производительность для выполнения любых работ. Режимы “Авто”, “Экономичный”, “Точный” и “Подъем” позволяют варьировать необходимый уровень производительности с учетом типа выполняемой операции.

Модельный ряд гусеничных экскаваторов Case класса 20-30 т, доступных российским покупателям, включает четыре варианта — CX210B, CX240B, CX290B и CX350B. Техника имеет систему с тремя режимами мощности: режим A — работы, требующие высокой точности, подъем грузов, выравнивание; режим H — наилучший баланс между производительностью и экономией топлива; режим SP — дополнительный запас скорости и мощности для самых ответственных работ, требующих максимальной производительности. Функция автоматического повышения мощности увеличивает давление в гидравлической системе при повышенных нагрузках. Новая гидросистема обеспечивает высокие усилия отрыва, большую скорость и крутящий момент поворота платформы, что уменьшает время рабочего цикла. Электронное управление скоростью и мощностью снижает расход топлива и дает значительную выгоду с точки зрения производительности.

В линейке среднеразмерных экскаваторов John Deere шесть моделей — E210 LC, E230 LC, E260 LC, E300 LC, E330 LC и E360LC. В 2018 году ассортимент этого производителя пополнился еще двумя экскаваторами – габаритным E140LC, относящимся к моделям малого класса и идеально подходящим для городских условий и вспомогательных работ, а также карьерным 40-тонным E400LC. Все экскаваторы John Deere оснащены двигателем John Deere PowerTech собственной разработки, позволяющим оптимально настроить всю систему для перемещения большего объема материала с меньшими затратами. Функция автоматического режима холостого хода снижает обороты двигателя, когда гидросистема не используется — это позволяет уменьшить уровень шума и потребление топлива. В экскаваторах предусмотрено четыре режима мощности и три режима работы, которые обеспечивают оптимальный баланс производительности и экономичности в соответствии с поставленной задачей. В случае выполнения работ с повышенными нагрузками, за счет увеличения давления в системе достигается необходимая гидравлическая мощность. Кроме того, экскаваторы John Deere оснащены уникальной герметичной кнопочной панелью с функцией запуска машины без ключа зажигания и возможностью ввода кодов безопасности для обеспечения противоугонной защиты. В стандартную комплектацию экскаваторов также входит система мониторинга JDLink, которая в режиме реального времени предоставляет информацию о местоположении машины, продуктивности ее работы, уровне загруженности и расходе топлива, а при необходимости передает предупреждения и диагностические коды неисправностей для их проверки и устранения ошибок без выезда к технике.

Японские экскаваторы Kobelco, как отмечает производитель, оптимально приспособлены к российским условиям эксплуатации: длительным периодам с низкими температурами воздуха и частым cлучаям использования топлива низкого качества. Машины новой 8-й серии отличаются значительно повышенной топливной экономичностью и степенью фильтрации топлива, также усовершенствованы ряд систем и узлов. Российским потребителям предлагаются следующие модели среднеразмерных экскаваторов — SK200-8/SK210LC-8, SK250-8/SK260LC-8 и SK330-8/SK350LC-8.

Большое распространение на российском рынке получили южнокорейские экскаваторы Hyundai и Doosan.

В 2018 году Hyundai принадлежала львиная доля российского рынка новых импортных полноповоротных экскаваторов — 23%. Всего в минувшем году было задекларировано около 1000 землеройных машин этой марки эксплуатационной массой 12-70 т. В сегменте гусеничных экскаваторов массой 20-30 т производитель предлагает 10 моделей и модификаций.

В модельном ряду Doosan, доступном российским потребителям, заявлено 8 моделей и модификаций среднеразмерных гусеничных экскаваторов, четырех типоразмеров. Экскаваторы представлены двумя модельными линейками — это серия DX, ведущая свою историю с 2005 года, и серия Solar, известная еще под брендом Daewoo. Отличительной особенностью землеройной техники этого производителя является наличие электронной системы контроля и оптимизации распределения мощностей между всеми энергопотребляющими элементами экскаватора. Большинство моделей гусеничных экскаваторов комплектуются двигателями собственной разработки с механической системой управления впрыском, обеспечивающими высокую эксплуатационную надежность и минимальные затраты на техническое обслуживание.

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню