1. Главная
  2. 2021 Май/Июнь
  3. Реинкарнация “Валдая”

Реинкарнация “Валдая”

Спустя пять лет после того, как в феврале 2016 года был завершен выпуск “Валдаев” предыдущего поколения — грузовиков семейства ГАЗ-3310 — Горьковский автомобильный завод вернулся к теме “Валдая”. В начале февраля текущего года началось серийное производство среднетоннажных грузовых автомобилей нового поколения “Валдай NEXT” (ГАЗ-C4XRD2) с бескапотной кабиной.

 
Новый, российский, с китайским акцентом

 

Как отмечено в официальном пресс-релизе ГАЗа, на первом этапе полная масса нового среднетоннажника составит 6,7 т, грузоподъемность (по шасси) — до 3,8 т. Таким образом, в модельном ряду ГАЗа “Валдай NEXT” занял нишу между тяжелой версией “ГАЗели NEXT” (полная масса 4,6 т, грузоподъемность до 2,2 т) и “ГАЗоном NEXT” (полная масса 8,7 т, грузоподъемность до 5 т). Когда настанет второй этап эволюции “Валдая NEXT” и какая грузоподъемность для него планируется, производитель пока не сообщает. Не исключено, что на втором этапе линейка дополнится моделью грузоподъемностью 3 т, или, как вариант, — 4,2-4,3 т, а возможно и той и другой моделью.

Среди остальных ГАЗовских грузовиков “Валдай NEXT” выделяется бескапотной кабиной, которая закупается у китайской компании Foton. Очевидно, что производство своей бескапотной кабины для весьма узкого сегмента модельного ряда — дело затратное и неперспективное, поэтому пришлось выбрать такой компромиссный вариант.

На кабине “Валдая NEXT” присутствует шильдик GAZ Foton

 

Применение бескапотной компоновки позволило увеличить на 800 мм длину доступного для использования грузового пространства и обеспечить оптимальное для городского коммерческого автомобиля сочетание большого объема кузова и высокой маневренности.

Комфортабельная и эргономичная кабина оснащена эффективной отопительной системой с электрорегулировкой и электрообогревом зеркал, светодиодными ходовыми огнями. Также в базовую комплектацию автомобиля входит круиз-контроль. Опционально грузовик будет комплектоваться кондиционером, предпусковым подогревателем и накрышным обтекателем.

Как отмечает производитель, применение заимствованного у “ГАЗели NEXT” дизельного 2,8-литрового двигателя Cummins ISF 2,8 мощностью 130 л. с. и крутящим моментом 353 Нм в сочетании с 6-ступенчатой коробкой передач позволило добиться низкого уровня расхода топлива и улучшить динамические характеристики автомобиля. Данная КПП — это новая разработка Горьковского автозавода, рассчитанная на передачу крутящего момента до 450 Нм. Усиленное сцепление ZF обеспечивает передачу более высокого крутящего момента, позволяет увеличить ресурс узла и избежать риска перегрева двигателя. Увеличенные по сравнению с иностранными аналогами ходы подвески повышают комфорт при движении по неровной дороге и позволяют автомобилю уверенно ехать на высокой скорости.

Интерьер “Валдая NEXT”

 

На “Валдае NEXT” установлена пневматическая тормозная система Wabco с дисковыми тормозными механизмами на всех колесах, унифицированная с тормозной системой более тяжелого “ГАЗона NEXT”, и обладающая большим запасом прочности. В базовой комплектации новинка получила круиз-контроль, EBD (систему распределения тормозных усилий), ESP (систему курсовой устойчивости), систему помощи при трогании на подъем (HSA) и антипробуксовочную систему (ASR), единый ключ выкидного типа (замок зажигания, топливный бак, двери) с кнопками дистанционного управления, 2-DIN магнитолу, мультируль и противотуманные фары. Топливный бак увеличенного объема (125 л) обеспечивает до 780 км пробега или 2,5 дня интенсивной работы без дозаправки.

Прочность рамы по сравнению с автомобилем “Валдай” предыдущего поколения увеличена на 30% — за счет использования новой марки стали и дополнительных поперечин. Многие элементы трансмиссии применены от “старшей”, более тяжелой модели, — “ГАЗона NEXT 8.7”: мост, передняя и задняя подвески, тормозная система и рулевое управление. Это обеспечивает автомобилю большой запас прочности и высокий ресурс, рассчитанные на интенсивную эксплуатацию. Кроме того, высокая степень унификации автомобиля с линейкой “ГАЗон NEXT” позволит снизить эксплуатационные затраты для клиентов, которые используют разные модели автомобилей ГАЗ.

Интервал между ТО составляет 20 тыс. км. При этом стоимость ТО для автомобиля “Валдай NEXT”, а также стоимость запасных частей остается существенно более низкой по сравнению с зарубежными аналогами.

“Валдай NEXT” занял нишу между тяжелой версией “ГАЗели NEXT” полной массой 4,6 т и “ГАЗоном NEXT” полной массой 8,7 т

Автомобиль выпускается с двумя вариантами колесной базы — 3310 и 4000 мм, и с тремя вариантами длины грузовой платформы — 4700, 5100 и 6100 мм. Объем грузового отсека — от 20 до 29 м3. Площадь кузова позволяет разместить от 8 до 11 стандартных европалет. Сейчас доступны четыре типа надстроек: промтоварные и изотермические фургоны, рефрижераторы, а также европлатформы. В ближайшее время появятся автомобили с КМУ, эвакуаторы, самосвалы, мусоровозы и другая спецтехника.

Европлатформы на шасси “Валдай NEXT” ГАЗ изготавливает самостоятельно

 

… также как и фургоны-рефрижераторы

 

Что интересно, в настоящее время все настройки на “Валдай NEXT” Горьковский автозавод изготавливает самостоятельно и пока поставки шасси нового “Валдая” сторонним производителям спецтехники не планируются. На ГАЗе давно существует цех производства спецавтомобилей, сейчас это направление активно развивается. Также ряд настроек изготавливается на Саранском заводе автосамосвалов, который входит в “Группу ГАЗ”.

18 февраля 2021 года продажи нового среднетоннажника начались в 157 дилерских центрах ГАЗа на всей территории России. Целый ряд фирменных финансовых программ позволяет клиентам приобрести “Валдай NEXT” на наиболее выгодных условиях. Среди них — фирменный trade-in со скидкой 250 тыс. руб. при сдаче бескапотного коммерческого автомобиля полной массой от 2 до 12 т, лизинг с первым взносом от 0%, отсрочка платежа по лизингу на 90 дней, сервисный контракт на 80 тыс. км в подарок. Ориентировочная стоимость новинки — 2,891 млн рублей.

О планируемых объемах выпуска “Валдая NEXT” на ГАЗе не распространяются. Можно предположить, что это количество будет сопоставимо с производством “Валдая” предыдущего поколения с поправкой на снизившиеся в целом объемы производства грузовиков на ГАЗе, то есть порядка 2000-3000 штук в год.

Необходимо отметить, что для организации производства “Валдая NEXT” ГАЗ модернизировал сборочный конвейер, организовал участок подсборки кабины, закупил современное обрабатывающее оборудование, штамповую оснастку для производства деталей экстерьера и интерьера. Инвестиции “Группы ГАЗ” в разработку и организацию производства автомобиля составили около 1,4 млрд рублей, включая 400 млн рублей льготного займа под 1% годовых от Фонда развития промышленности (под управлением ВЭБ.РФ).

 

ПраВалдаи

 

Прототип своего первого городского среднетоннажника нижегородские автомобилестроители показали на Московском международном автосалоне в августе 1998 года. Грузовик, получивший обозначение ГАЗ-330903, на первый взгляд мало отличался от привычного ГАЗона модели 3307. Его главной особенностью были 17,5-дюймовые колеса, установленные вместо 20-дюймовых, что позволило заметно снизить погрузочную высоту. Но кабина с длинным капотом, заимствованная у старшего “брата”, практически сводила на нет все преимущества.

Опытный низкорамный ГАЗ-330903 стал прообразом “Валдая”

 

В итоге ГАЗ доработал проект и представил в 1999 году улучшенный вариант развозного среднетоннажного грузовика ГАЗ-3310 “Валдай”. Однако в серийное производство эта машина попала только в декабре 2004 года. Для своего времени это был весьма успешный грузовой автомобиль, использовавшийся как для городских перевозок, так и для работы на межгороде. Обладая грузоподъемностью 3,9 т он заполнил промежуток в линейке ГАЗа между 1,5-тонной “ГАЗелью” и 4,5-тонным ГАЗ-3307/ГАЗ-3309, изначально создававшимся, преимущественно, для работы в сельской местности.

Шасси ГАЗ-3310 “Валдай” массово шли под установку фургонов

ГАЗ-3310 хоть и был близок по грузоподъемности к старшему брату, однако его предназначение было совсем иным — работа в городских условиях. Для этого ему требовалась лучшая маневренность и уменьшенная погрузочная высота. Всеми необходимыми качествами городского развозного грузовика конструкторы Горьковского автозавода наделили “Валдай” в полной мере. По сравнению с ГАЗ-3307/ГАЗ-3309 он обладал более низкой посадкой. Этого удалось достичь благодаря тому, что вместо колес с размерностью в 20 дюймов применялись уменьшенные 17,5-дюймовые. “Горожанин” стал куда маневреннее своего сельского собрата: в базовом варианте колесная база уменьшилась с 3770 до 3310 мм, габаритная длина автомобиля с бортовой платформой снизилась с 6330 до 6050 мм, наименьший радиус поворота по оси следа переднего внешнего колеса сократился с 8,4 до 6,8 м.

“Валдай” первого поколения был максимально унифицирован с другими ГАЗовскими грузовиками. От ГАЗ-3307/ГАЗ-3309 ему досталась рама, а от полуторки — кабина. Такая межвидовая унификация позволила Горьковскому автозаводу сократить затраты на производство городского среднетоннажника.

ГАЗ-3310 “Валдай” также выпускался с двухрядной кабиной

В качестве силовой установки для ГАЗ-3310 “Валдай” изначально был выбран 6-цилиндровый рядный дизель ГАЗ-562 (он же Steyr) рабочим объемом 3,2 л, мощностью 150 л. с. Увы, ГАЗу так и не удалось наладить массовое производство этого мотора. В итоге под капотом разместился 4-цилиндровый 122-сильный дизельный двигатель Д-245 Минского моторного завода объемом 4,75 л, применявшийся также на грузовиках ГАЗ-3309 и ГАЗ-33081. К сожалению, минский двигатель, созданный изначально для применения на тракторах, отличался высоким уровнем шума и вибрации.

В начале 2010-х годов на модернизированный “Валдай”, получивший обозначение ГАЗ-33106, стали устанавливать рядный 4-цилиндровый дизель Cummins ISF3.8s3154, рабочим объемом 3,8 л и мощностью 156 л. с. В результате такой замены в автомобиле стало тише и заметно снизился уровень вибраций. Кроме того, уменьшился расход топлива, а ресурс двигателя возрос с 300 тыс. до 500 тыс. км.

Семейство автомобилей “Валдай” выпускалось в различных модификациях, что позволило расширить спектр их применения. Горьковским автозаводом предлагалось два варианта колесной базы — 3310 и 4000 мм, и два варианта кабин — однорядная трехместная и двухрядная шестиместная. В зависимости от этого грузоподъемность в версии с бортовой платформой без надставного борта, дуг и тента варьировалась от 3,48 до 3,925 т при полной массе 7,4 т.

ГАЗ-3310 “Валдай” с каркасно-панельным кузовом от АЗ “Чайка-Сервис

Производителями спецнадстроек выпускались многочисленные варианты коммерческой и специальной техники для целевого применения: всевозможные виды фургонов, эвакуаторы, цистерны, платформы с КМУ, самосвалы, пожарные машины, коммунальная техника, автогидроподъемники, седельные тягачи и т.д. Кроме того была изготовлена небольшая партия автобусов Павловским и Курганским автобусными заводами. Однако наиболее широкое применение нашли фургоны, бортовые автомобили, а также эвакуаторы.

“Валдай” был весьма популярен у владельцев малого и среднего бизнеса. В тучные нулевые годы, в период подъема российской экономики, объемы выпуска этих грузовиков превышали 5000-6000 единиц в год. И все же, это было меньше, чем производство классических ГАЗ-3307/ГАЗ-3309, совокупный объем которых достигал 15000-18000 единиц в год, не говоря уже о малотоннажниках, сходивших с конвейера в фантастических по нынешним временам объемах — более 100000 единиц в год.

С запуском в сентябре 2014 года среднетоннажника нового поколения “ГАЗон NEXT” спрос на “Валдай” стал падать. 11 февраля 2016 года Горьковский автомобильный завод официально объявил о завершении производства грузовика ГАЗ-3310 “Валдай”.

Отправив в отставку “Валдай”, руководство ГАЗа планировало, что его в продуктовой линейке заменит “ГАЗон NEXT” в модификации City с уменьшенной погрузочной высотой. Однако новый городской среднетоннажник не являлся 100-процентной альтернативой “Валдаю”. “ГАЗон NEXT” превосходил “Валдай” по грузоподъемности на тонну с лишним, был более габаритным, более мощным, и, что не маловажно, стоил больше и обходился дороже в эксплуатации. В общем, как ни крути, эта машина более высокого класса. Посему часть потенциальных покупателей ушедшего в небытие “Валдая” стала искать альтернативу на стороне.

Кстати сказать, “Валдай” был не первым отечественным развозным среднетоннажным грузовиком в классе грузоподъемности 3-4 т. Пальма первенства принадлежит трехтонке ЗИЛ-5301, массовый выпуск которой в 1996 году освоил Завод имени Лихачева. Автомобиль, больше известный в народе как “Бычок”, по легенде, нареченный так тогдашним московским градоначальником Юрием Лужковым, для своего времени был прорывной разработкой, такой же, как для ГАЗа стала “ГАЗель”.

В начале 90-х годов, на фоне резкого снижения спроса на традиционную продукцию — капотные грузовики грузоподъемностью 6 т, —  конструкторы ЗИЛа взялись за разработку 3-тонного грузовика полукапотной компоновки с низкой погрузочной высотой. Предполагалось, что такая машина могла быть востребована зарождающимся классом частных предпринимателей, в муниципальных службах, на доставке товаров в торговую сеть и т.д.

Для ЗИЛ-5301 постарались по возможности использовать компоненты от серийных грузовиков ЗИЛ — кабину от ЗИЛ-4331 (оперение с укороченным капотом были оригинальными) и коробку передач ЗИЛ-130. Двигатель “Бычку” достался такой же, как и “Валдаю” — Д-245. Благодаря применению 16-дюймовых колес ЗИЛ-5301 имел малую погрузочную высоту (1050 мм). Также он отличался хорошей маневренностью — радиус поворота всего 7 м. Полная масса машины составляла 6,95 т, грузоподъемность (по шасси) — 3,95 т.

ЗИЛ-5301 в 90-е годы стал первым отечественным развозным грузовиком в классе грузоподъемности 3-4 т

 

В 1998 году завод освоил производство панельных цельнометаллических фургонов модульной конструкции, позволявшей изготовлять 2-, 3- и 4-секционные модификации объемом от 10,5 м³ до 20,5 м³ на шасси с колесной базой от 3245 до 4505 мм. Базовой моделью стал 3-секционный фургон ЗИЛ-5301СС объемом 15,5 м³. Фургоны характеризовались низкой погрузочной высотой (765 мм) и в дополнение к задней распашной имели сдвижную боковую дверь грузового отсека, что значительно облегчало погрузочно-разгрузочные работы. Выпускались также грузопассажирские версии с 6-местной кабиной и сокращенными грузовыми отсеками: (от 5,5 до 15,5 м³). Также в 1998 году на базе фургонов было создано семейство малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее 15- и 19-местную модификации.

Цельнометаллический фургон ЗИЛ-5301

 

Шасси “Бычка” активно применялось многими производителями надстроек, предлагавшими не только традиционные промтоварные и изотермические фургоны, но и различную спецтехнику — цистерны, автогидроподъемники, коммунальные, пожарные прочие машины.

Robur LD 3000

Стоит отметить, что производство ЗИЛ-5301 стартовало довольно резво, уже в 1997 году Завод имени Лихачева вышел на годовой объем в 7864 единиц, а в период с 1998 по 2000 год предприятие достигло максимальных показателей в 13000-14000 машин в год. Увы, в дальнейшем выпуск “Бычков” пошел на убыль. Качество московских трехтонок оказалось невысоким, шумный и вибронагруженный тракторный мотор также не добавлял машине преимуществ. Да и конкуренты в 2000-е годы уже поджимали со всех сторон — тут и газовский “Валдай” подоспел, и иностранцы активизировались. В результате в 2006-2007 годах завод выпускал менее чем по 2000 машин в год, а в дальнейшем объемы исчислялись уже сотнями. Последние 293 “Бычка” сошли с конвейера ЗИЛа в 2012 году. Еще 25 автомобилей в 2013 году собрал из машинокомплектов “Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ”.

Avia A 31

В советский период отечественная автомобильная промышленность не выпускала среднетоннажных грузовых автмобилей, специально предназначенных для работы в городских условиях. В среднетоннажном сегменте были представлены только универсальные грузовики капотной компоновки марок ГАЗ и ЗИЛ, рассчитанные на все случаи жизни — и для сельского хозяйства, и для доставки товаров в городах, и для строительства, и для армии…

Чтобы как-то поправить ситуацию СССР в начале 80-х годов стал закупать в странах соцлагеря соответствующие городским условиям эксплуатации бескапотные грузовики с уменьшенной погрузочной высотой. Так, из Чехословакии к нам стали поставляться автомобили Avia, а из Германской Демократической Республики — Robur.

Ближайшие конкуренты. А есть ли они?

 

Возобновив производство развозных грузовиков в классе “Валдая” — грузоподъемностью 3-4 т (полной массой 6-7 т) — Горьковский автозавод намерен усилить свои позиции в среднетоннажном сегменте. По сути ГАЗ и так является основным игроком на рынке среднетоннажников, продавая ежегодно порядка 7000-10000 машин полной массой 7-10 т, включая полноприводные модели. “Валдай NEXT”, вероятно, сможет добавить пару-тройку тысяч к имеющимся цифрам.

В выбранной для нового “Валдая” весовой категории нет прямых конкурентов на российском рынке: одни модели имеют меньшую полную массу и грузоподъемность, другие — большую.

Ближе всех по характеристикам к “Валдаю NEXT” бестселлер рынка — корейский Hyundai HD 78. Это наиболее востребованная в России модель иностранного среднетоннажного грузовика. За последние два года продажи HD 78 составляли порядка 1000 единиц в год. Хотя, кореец все же будет потяжелее нижегородца. Его полная масса — 7,5 т, а грузоподъемность по шасси — до 4,75 т, то есть с максимальным грузом он будет весить на 800 кг больше “Валдая”. При этом, что интересно, судя по заявленным характеристикам, снаряженная масса шасси HD 78 несколько меньше, чем у “Валдая” — 2,75 т вместо 2,9 т. Дизельный двигатель у Hyundai HD 78 большего объема и мощности — 3,9 л и 170 л. с. Эта модель предлагается с двумя размерностями колесной базы — 3415 и 3775 мм. Предлагается также газомоторная версия HD 78 CNG, работающая на сжатом метане. Цена бортового варианта с дизельным двигателем начинается от 3,2-3,3 млн рублей, изотермического фургона — от 3,4-3,5 млн рублей. А вот новый Hyundai Mighty EX8 еще дальше отстоит от “Валдая NEXT”. Его полная масса составляет 7,99 т.

Hyundai HD 78 — наиболее востребованная в России модель иностранного среднетоннажного грузовика выпускается в Калининграде

 

Стоит упомянуть, что в настоящее время среднетоннажные грузовики Hyundai выпускаются на калининградском заводе “Автотор” по полному циклу — сварка, окраска, сборка. Запуск производства произведен в рамках реализации обязательств, предусмотренных специальным инвестиционным контрактом, подписанным “Автотором” с Минпромторгом РФ и правительством Калининградской области. На всех этапах изготовления автомобилей, включая сварку, контроль качества сварки кабин, окраску, испытания готовых машин и т.д., используется роботизированное оборудование. В целях адаптации машин к российским условиям кабины покрывают дополнительным антикоррозийным слоем: помимо фосфатирования и катафорезного покрытия наносится вторичный грунт, который защищает от механических повреждений и усиливает защитные свойства. Только после этого кабины поступают в окончательную окраску.

Вторые по популярности иностранные среднетоннажники у российских потребителей — Isuzu. Полномасштабное производство грузовых автомобилей этой марки, включающее сварку, сборку и окраску, налажено российско-японском совместном предприятии Sollers-Isuzu, разместившемся на площадях Ульяновского автомобильного завода. Проектная мощность предприятия составляет 5000 автомобилей в год. Согласно статистике, в 2020 году в России был зарегистрирован 891 грузовик Isuzu NPR. Эта модель существенно превосходит “Валдай NEXT” по весовым параметрам. Ее полная масса 8 т, грузоподъемность шасси — до 5,2 т. Двигатель — 5,2-литровый мощностью 155 л. с. Так что, это скорее конкурент “ГАЗону NEXT”, правда, бескапотный. В то же время, младшая модель среднетоннажного Isuzu ELF 5.5 (NMR 85) по своим весовым характеристикам отстает от нового “Валдая”: на 1,2 т по полной массе и на 400 кг по грузоподъемности. На этом грузовичке применяется 3-литровый двигатель мощностью 124 л. с. У этой модели имеется полноприводная версия — Isuzu ELF 5.5 4х4 (NMS85).

Isuzu NPR — еще один хит на российском рынке среднетоннажников

 

Набирают популярность на российском рынке китайские среднетоннажные автомобили JAC. Как и в случае с Isuzu, предлагаемые модели рассматриваемого сегмента напрямую не конкурируют с “Валдаем NEXT”. Младший JAC N56 характеризуется полной массой 5,6 т и грузоподъемностью шасси — 3,44 т. Заявленная мощность 2,7-литрового двигателя 150 л. с. Следующий по ранжиру — JAC N80. По своим характеристикам опять же он ближе к “ГАЗону NEXT”: полная масса — 7,95 т, грузоподъемность шасси — 5,13 т, объем двигателя — 3,7 л, мощность — 152 л. с.

Китайский среднетоннажник JAC N56

 

Далее следует череда импортных среднетоннажных грузовиков, которые также существенно превосходят “Валдай NEXT” по грузовым характеристикам. Fuso: полная масса — 7,5 т, грузоподъемность шасси — до 4,975 т, объем двигателя — 3 л, мощность 150 л. с. Foton S85: полная масса — 7,99 т, грузоподъемность шасси — до 5,5 т, объем двигателя — 3,76 л, мощность152 л. с. Hino 300 XZU7: полная масса — 8 т, грузоподъемность шасси — до 5,34 т, объем двигателя — 4 л, мощность — 165 л. с.

Среднетоннажный грузовик Hino 300

 

Шасси всех перечисленных среднетоннажников зарубежных брендов широко используются российскими предприятиями — изготовителями кузовов и всевозможных надстроек. При желании можно подобрать любой тип коммерческой и специальной техники — от простейшего фургона до технологически сложного автомобиля аэродромной или пожарной службы.

Владимир Новоселов, фото автора и ПАО “ГАЗ”

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню