1. Главная
  2. 2013 Октябрь
  3. Ровесники

Ровесники

Будь герой нашего сегодняшнего рассказа военным, он бы мог уйти на заслуженный отдых еще пятнадцать лет назад. Но запечатленный на фото ГАЗ-51 – труженик гражданский, а потому пенсионного возраста достиг, только отметив свое 60-летие. И, как это часто бывает в нашей стране, продолжил трудиться. Мы встретились с хозяином этой машины, который бережно восстанавливал ее последние десять лет, и попросили рассказать ее историю.

 

Дважды избежал утилизации

В свою молодость и зрелость этот «пятьдесят первый», как миллионы других советских грузовиков, трудился на благо народного хозяйства могучей державы. Этот экземпляр 1953 года выпуска был приписан к одному из транспортных автохозяйств Автозаводского района города Горького и за свои без малого сорок лет служения Советам перевез несколько тысяч тонн различных грузов, участвовал в посевных и уборочных кампаниях, трудился в городском хозяйстве, обслуживался, изредка ремонтировался, прошел капитальный ремонт… В общем, все как у других грузовых автомобилей.

Разница лишь в том, что когда автомобиль, казалось бы, выработал свой ресурс, его не списали и не сдали в утиль, как тогда было положено. Из-за полной неразберихи, творившейся после развала СССР, героя нашего сегодняшнего рассказа поставили к забору, где он, как тогда казалось, и обрел свой безвестный конец.

Прошло больше десяти постсоветских лет, прежде чем о грузовике вспомнили вновь. Новый владелец территории, на которой стоял грузовик, собирался сдать несчастную машину, изрядно подпорченную коррозией, в металлолом. Но «газон» вовремя заприметил нынешний владелец раритета — Евгений Киселев. Будучи ровесником «пятьдесят первому», Евгений Сергеевич пожалел повидавший виды грузовик и забрал себе на восстановление.

Второе поколение нижегородских грузовиков 

Проектирование грузового автомобиля второго поколения (ГАЗ-11-51) началось на заводе им. Молотова в феврале 1937 года, но война позволила вернуться к работе над перспективным семейством лишь в 1943 году. Накопленный в военные годы опыт проектирования позволил главному конструктору А. Д. Просвирнину заложить в проект ГАЗ-51 новый 6-цилиндровый двигатель, гидравлический привод тормозов, спроектировать более современную и практичную кабину и облицовку. Были увеличены размеры шин, возросла грузоподъемность автомобиля до оптимальных 2,5 т, удалось достигнуть 80%-й унификации с полноприводным вариантом грузовика ГАЗ-63, проектировавшимся параллельно.

 

Изготовление машины завод наладил очень быстро: сказался опыт военного времени. Уже в конце 1945 года выпустили установочную партию — два десятка машин, а в 1946 году, еще до завершения испытаний, страна получила 3136 серийных грузовиков нового поколения.

Прогрессивная компоновка ГАЗ-51 (сдвинутые вперед двигатель и кабина) позволили значительно увеличить полезную длину рамы.

Двигатель автомобиля представлял собой нижнеклапанный мотор Chrysler, лицензия на производство которого была приобретена заводом еще в 1937 году. На ГАЗ-51 применялись такие ставшие потом общепринятыми решения, как алюминиевая ГБЦ, вставные седла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, замкнутая вентиляция картера, легкосъемные тормозные барабаны, телескопические амортизаторы и многое другое.

За короткий срок ГАЗ-51 стал самым распространенным автомобилем в стране. В 1958 году годовой выпуск ГАЗ-51 достиг апогея — свыше 173 тысяч. Грузовик производили 31 год, а последний ГАЗ-51А сошел с конвейера 2 апреля 1975 года. Общий тираж «газонов» составил 3 481 033 экземпляров, включая 11 418 произведенных на Иркутском автосборочном заводе.

Знакомство 

Мы уже привыкли к тому, что восстановлением старинных и редких автомобилей занимаются профессиональные ателье, которые дарят вторую жизнь классическим авто, а после перепродают их новым, более состоятельным владельцам. Но взявшийся за восстановление легендарного советского грузовика Евгений Сергеевич преследовал другие цели: воссоздать ГАЗ-51 и ездить на нем самостоятельно!

Легендарный грузовик ГАЗ-51 (1953 г. в.), восстанавливаемый нижегородцем Евгением Киселевым с начала 2000-х по настоящее время

Тентовый кузов не оригинальный: он позаимствован у ГАЗ-52 в модификации грузотакси, а задние стоп-сигналы моложе грузовика почти на 50 лет

Обзорность с водительского места не хуже, чем на современных капотных грузовиках, и за рулем нет ощущения, что управляешь 5-тонником

Всю жизнь проработав водителем на подобной технике, начинаешь по-другому относиться к автомобилям, за рулем которых провел добрую половину своей жизни. Чтобы проникнуться этим чувством, мы передаем слово счастливому владельцу «пятьдесят первого» Евгению Киселеву:

— Все началось с того, что оба моих старших брата были шоферами и регулярно брали меня на работу с собой. В то время мне особенно запомнился послевоенный ГАЗ-51 еще с деревянной кабиной, который выпускал завод имени Молотова (нынешний Горьковский автозавод. — Прим. ред.). В 1971 году я и сам окончил водительские курсы, в августе получил права и устроился работать в ПОГА 6 (Волго-Вятское территориальное транспортное управление ППУ 6). Там и началась моя трудовая деятельность. Несмотря на то, что я только окончил школу, мне довелось попасть на осеннюю уборочную кампанию. Пускать молодого, еще неопытного водителя никто не хотел, но помогли братья, взявшие меня под свою ответственность. Меня отправили в Орел и закрепили за «сто шестьдесят четвертым» ЗИЛом. На нем я доехал от Горького до Орла, проработал там и своим ходом вернулся обратно. Потом армия. Потом опять ПОГА 6. После было много уборочных: и в Воронеже и в Саратове, и в Горьковской области. Возили хлеб, свеклу, промышленные и бытовые товары.

В середине 70-х Евгения закрепили за седельным тягачом ЗИЛ-164. Редкая даже по тем временам машина и… очень тяжелая. На нее специально сажали молодежь, так как пожилые водители моментально изматывались, когда дело доходило до маневрирования без гидроусилителя руля. Но к проходимости «сто шестьдесят четвертого» и «пятьдесят первого» претензий не было. При полной загрузке она только возрастала. Позже, когда появились более современные ЗИЛ-130 и «Колхиды», они такой проходимостью похвастать не могли.

— Так я и проработал в ПОГА 6, — продолжает наш собеседник, — до закрытия предприятия. В тот момент мне и попался этот ГАЗ-51, который должен был отправиться в утиль. На машине не было живого места. Кабина полностью ржавая. От кузова оставался лишь остов. Передний мост заклинило.

Восстановление легендарного грузовика 

Евгений взялся за восстановление. Пришлось рихтовать кабину, нанимать сварщика, остальное разыскивал и доставал по колхозам и деревням Нижегородской области. На машине оставались лишь кабина и двигатель. Все остальное надо было по мелочам собирать: где фары, где подножку, где крыло.

— Десять лет собирал, — вспоминает владелец раритета. — Уже гоняли отовсюду: мол, и тут грузовик мешает, и там нельзя оставлять… Приходили даже уведомления от районной администрации. В итоге спрятал ее в частном секторе и доделал! Осталось совсем немного: хочу вернуть машине всю заводскую комплектацию, в том числе родную коробку передач, облагородить интерьер кабины и на время участия в пробегах и выставках старинных авто иметь комплект оригинальных зеркал.

О сегодняшних комплектующих грузовика Евгений Сергеевич рассказал более детально: коробка передач от ГАЗ-52, но есть и «родная», которая пока лежит кузове. Ее можно отличить по флажку-переключателю заднего хода, расположенному на рычаге. Двигатель также требует внимания. Хочется заменить коленчатый вал, поставить стандартный с оригинальными вкладышами. Перед прохождением очередного технического осмотра Евгений Сергеевич планирует заменить механизм сцепления. Работает он нормально, но уж решено ставить все оригинальное. Передний мост заменен, на очереди задний. Он есть. Хозяин уже перебрал нынешний, заменил в нем подшипники, и все же есть в нем изъян — надо менять. С кабиной сделано многое, но предстоит еще больше. Пока наладил работоспособность всех органов управления, оживил приборы. Сиденья перетянул в «Мобил-Салоне». Но нужно восстанавливать внутреннюю обшивку, облагораживать крышу, повесить внутренний плафон. Вещевой отсек на передней панели пока чисто формальный — за его крышкой нет емкости под водительский скарб. 

— Кузов искал долго, — продолжает рассказ мастер. — Иногда попадались более или менее «живые» образцы, но так ведь их с собой не загрузишь. В итоге заметил в пригороде Нижнего Новгорода ГАЗ-52 с кузовом типа грузотакси (грузопассажирский, с лавками вдоль борта. — Прим. редакции). Машина выставлялась на продажу, но я выкупил только кузов за символические 10 рублей. Вскоре подъехал к нему без своего кузова, а ребята помогли перекинуть. Стремянками приладили к раме, и я уехал. Правда, пришлось поменять пол и доски бортов. Хорошо, что попался знакомый плотник, который обтесал мне брусья, подогнал их в размер, обработал влагостойкой пропиткой. Удивительно, но восстанавливать машину помогали даже соседи. Знакомый полковник дал «оригинальные» газовские дворники, подфарники, катушку зажигания, трамблер и карбюратор. Вот так с миру по нитке и собрал легендарный ГАЗ-51.

Раритет в современных условиях

Несмотря на все недочеты, с технической и эстетической точек зрения советский грузовик находится в отличном состоянии. Двигатель легко заводится, пусть и от ручного стартера, ровно работает и моментально реагирует на нажатие педали акселератора. Передачи включаются даже легче, чем на современных «газонах», да и управлять «пятьдесят первым» легче, чем современным, но более тяжелым и громоздким ГАЗ-3307. Без нагрузки ГАЗ-51 сильно потряхивает на неровностях, но дорожные стыки, небольшие ямы и «лежачих полицейских» машина проходит мягко. Полноценный тест-драйв раритета мы проведем, когда владелец закончит реставрацию, а пока спросим у Евгения Сергеевича, чем он и его грузовик живут сегодня.

— Сейчас я езжу на «пятьдесят первом» в деревню. Она находится в 140 километрах от Нижнего Новгорода. Пустым ездить не получается: туда везешь стройматериалы, обратно — урожай. А когда и соседи просят подвезти, так и набирается полный кузов. Но даже с полной загрузкой на крутые подъемы машина влетает на четвертой передаче, лишь под конец затяжных подъемов заставляет переключаться на третью. Единственная беда — сотрудники ГИБДД не дают проходу. Останавливают, спрашивают: откуда, мол, мамонт такой оттаял, дай посмотреть, дай порулить. Те из них, кто подольше работает, привыкли, а молодежь всегда останавливает. Но за машину я не переживаю, так как и технический осмотр она проходит самостоятельно, да и я в случае возникновения каких-нибудь неполадок сразу же ее ремонтирую.

По словам Евгения Сергеевича, интересуются машиной и сторонние люди. Однажды его отыскал вертолетчик. Увидел, говорит, ГАЗ-51 с воздуха, отыскал хозяина и сообщил, что у него такой же «газон», но только полноприводный (ГАЗ-63. — Прим. редакции). Теперь два владельца раритетов обмениваются информацией, где кто какие детали берет. Звонят и другие.

Описанная история живо напомнила всему редакционному коллективу добрую советскую кинокартину «Два Федора», в которой главный герой работал точно на таком же ГАЗ-51. Согласитесь, что нечто светлое и доброе пронизывает оба сюжета. Нам остается лишь пожелать заботливому владельцу этого автомобиля крепкого здоровья, а легендарному грузовику — многих тысяч километров ровных дорог под колеса!

Сергей Ухов

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню