1. Главная
  2. 2011 октябрь
  3. Шинам — вторую и третью жизнь

Шинам — вторую и третью жизнь

С 21 сентября 2011 года в нижегородской области растет красный японский клён: его посадили в честь открытия первого российского предприятия Bridgestone-Bandag по восстановлению грузовых шин, которое начало работу около села Золино Володарского района Нижегородской области.

Остроконечные листики красного японского клена похожи на вымпелы или на факел — символ победы. По давней традиции, такое дерево высаживают около новой фабрики или завода в день открытия — чтобы дело подрастало вместе со своим живым амулетом. Сейчас молодые клены, привезенные из Японии, шелестят листьями-вымпелами у стен уже 800 заводов компании Bridgestone-Bandag («Бриджстоун-Бандаг») в 80 странах мира. С 21 сентября 2011 года такое деревце растет и в России: его посадили в честь открытия первого российского предприятия Bridgestone-Bandag по восстановлению грузовых шин, которое начало работу около села Золино Володарского района Нижегородской области.

Григорий Яцына с сыновьями Владимиром и Сергеем — предприниматели, чьи достижения хорошо известны и в Володарском районе, и во всем регионе. Когда-то в середине 90-х они, кадровые военные, вышедшие в отставку, начинали семейный бизнес, как и многие другие, с торговли, однако вскоре поднялись на ступень выше: организовали сеть автосервисных центров. В 2003 году их компания стала официальным дилером японской компании «Бриджстоун», а спустя два года, в 2005-м, первой в России вошла в европейскую сервисную сеть Truck Point. Сегодня компания владеет четырьмя шинными центрами, в ней работают более ста сотрудников.  И вот — торжественно разрезанная красная ленточка знаменует переход на новую ступень: от сервиса к производству, причем к производству пока что уникальному для России. Учрежденная ими компания «Бриджстоун — СТО ШИН» открыла первый в России завод по восстановлению шин Bandag, который, восстанавливая по 15 тысяч грузовых шин в год, не только позволяет заказчикам экономить ощутимые средства, но и позволяет бережно относиться к окружающей среде, улучшает экологическую обстановку. Рядом с основным зданием, где смонтирована линия по восстановлению шин, расположен и другой производственный комплекс: здесь утилизируются шины, не подлежащие восстановлению. На 700 квадратных метрах работают всего 10 человек. Площадь складских помещений — 1000 квадратных метров.

В США восстанавливают 70% старых шин, в Европе 60%, а в Скандинавских странах есть правительственная программа, обязывающая владельцев грузовиков восстанавливать шины, а не покупать новые. Дело в том, что шина, практически не разлагаясь, может сто лет пролежать под открытым небом, а если она загорится, то в атмосферу выделяется много токсичных веществ, а потушить ее трудно. Процесс же превращения старой шины в новую практически безотходный: даже резиновая крошка, в которую превращается срезанный протектор, используется в производстве покрытия для железнодорожных переездов и беговых дорожек, в строительных смесях и для набивки спортинвентаря.

Справка. Компания Bandag, основанная Роем Карвером в 1957 году в США, входит в группу Bridgestone с 2007 года и является мировым лидером в производстве восстановленных шин. Буквы, составляющие ее название, это инициалы изобретателя технологии холодного восстановления: Б — Бернард, А — Антон, Н — Новак; Д — его родной город Дармштадт; немецкое AG по значению близко к русскому ООО. По франчайзинговой схеме работает по всему миру.10 заводов производят сырье. В Японии доля восстановленных по системе Bandag шин составляет 58 процентов, в США 54, в Европе 23 и на Ближнем Востоке – 35 процентов от общего числа восстановленных шин.

— Для меня сейчас очень приятно находится здесь, поскольку это особый памятный день для всей группы «Бриджстоун», — сообщил собравшимся на церемонию открытия господин Нихо Шигеру, возглавляющий в японской компании «Бриджстоун» департамент Ближнего Востока, Африки, России, Океании и Китая. — За последние несколько лет российский рынок грузовых и автобусных шин претерпел серьезные изменения. Быстро восстановился спрос после экономического кризиса, развернувшегося два года назад. Значительно выросло присутствие производителей шин из развивающихся стран. В то же время стремления потребителей шин в России так же стремительно изменились вследствие экономического кризиса, как и в прочих странах. Потребители стали гораздо более тщательно планировать свои эксплуатационные расходы. И в данных обстоятельствах с целью сохранения наших позиций в качестве производителя номер один в индустрии технических изделий по всему миру мы должны постоянно двигаться вперед, чтобы идти в ногу с изменениями и обеспечивать наших клиентов современными ценностями. Для этого мы усиленно продвигаем бизнес-модель, которую называем BSolution и которая подразумевает сочетание использования новых шин «Бриджстоун», восстановленных шин «Бандаг» и сервисных услуг. Новая страница российской шинной индустрии пишется здесь с открытием этого передового завода по восстановлению шин.

Более подробно о концепции B-Solution (солюшн-бизнеса) рассказал Владислав Козявин,заместитель руководителя технического департамента компании «Бриджстоун СНГ»:

— Новые шины «Бриджстоун» используются, а потом подвергаются восстановлению по технологии «Бандаг». На всех этапах нужен качественный сервис. Всё это приведет нас к увеличению жизни каркаса, снижению стоимости километра пробега.  Применение восстановленных шин снижает затраты на них, а значит, и в целом эксплуатационные расходы на автомобиль.

Компания «Бриджстоун СНГ» считает необходимым, чтобы на автопредприятиях была произведена сначала инспекция утилизированных шин, затем инспекция шин, которые эксплуатируются в данный момент непосредственно на транспортных средствах. На основании этих данных — в частности, о «ходимости» шин, то есть о том, сколько километров «пробегают» на данном предприятии шины до полного износа — компания разрабатывает для клиентов рекомендации и предложения, как улучшить шинное хозяйство и обеспечить понижение затрат на шины.

— У нас есть выбор: купить одну за другой три дешевые шины либо купить одну шину «Бриджстоун» и потом её восстановить, — продолжил рассказ Владислав Козявин. — У шин «Бриджстоун» изначально больший пробег, хотя и чуть больше стоимость. Но после полного изнашивания мы ее можем не отправлять в утиль, в отличие от дешевых шин, а восстановить. Это гораздо дешевле, чем покупка новых шин: полная стоимость восстановленной шины будет составлять 55–65 процентов от стоимости новой, а если вы сдаете на восстановление свою изношенную шину (каркас), то цена получится еще намного ниже, ведь основную ее часть составляет именно стоимость каркаса. Так что при сопоставимом пробеге мы получаем гораздо меньшие затраты; экономятся и расходы на шиномонтаж. Допустимые скоростные и весовые нагрузки у восстановленной шины те же, что и у новой.

Планируется восстановление не только шин «Бриджстоун», но и продукции премиум-сегмента других производителей. Сдать каркасы на восстановление можно через сеть Truck Point — сейчас в Нижнем Новгороде имеются два ее сервисных центра.

Какова же технология восстановления? После очистки щетками каркасы шин складируют в цехе, чтобы они приобрели нужную для восстановления температуру. Сначала каждый из них внимательно осматривают изнутри и снаружи на инспекционном борторасширительном станке; проколы и другие повреждения специальным образом помечают. Если шина, по мнению оператора, непригодна к восстановлению, то ее отправляют на утилизацию. Пригодные отправляются на более детальный осмотр — на станке вакуумной ширографии при помощи двух камер и лазерных лучей происходит сканирование внутренних расслоений в протекторной зоне и в боковинах. Изображения передаются на компьютер, и оператор видит состояние каркаса на мониторе.

Следующий этап — шероховальный станок. Здесь удаляют протектор и зачищают всю грязь, причем пыль сразу втягивается встроенным пылесосом. Шины, обработанной на этом станке, уже запрещено касаться руками, даже в перчатках; ее нельзя опускать на пол. Потом на участке зачистки местных повреждений — скайвинга — тремя видами пневмоинструмента с насадками удаляют все мелки повреждения протектора и боковины. Затем шину в покрасочной камере обрабатывают связующим составом — «цементом», чтобы обеспечить потом прилипание протекторной ленты и прослоечной резины.

На лентоотрезном станке оператор должен нажать одновременно две кнопки, чтобы отрезать кусок протекторного слоя нужного размера. Это забота о безопасности: при такой технологии просто невозможно сунуть руку во включенный станок. Есть и кнопка полной остановки: в случае необходимости ее можно нажать даже без использования рук.

С помощью валиков под давлением около 3,5 атмосферы происходит прикатывание ленты и прослоечной резины — и на сборочном станке всё это набивается на каркас. Оператор контролирует центровку и в целом процесс с помощью лазерного светового устройства. После этого шину упаковывают в герметизирующий резиновый конверт, и она по монорельсу отправляется в автоклав. «Выпекание» 22 шин производят в течение четырех с половиной часов при температуре всего 99 градусов под давлением более 6 атмосфер. В результате происходит вулканизация — химический процесс, при котором молекулы резины связываются в цельный единый кусок. Это не приклеивание, а именно химическая реакция с проникновением молекул.

После автоклавирования остается снять конверт и покрасить шину. Гарантия на нее составляет два года.Восстановленная шина практически не отличается от новой. Лишь специалист может распознать ее по отсутствию крошечного технологического наплыва.

Часто приходится слышать заявления самых разных компаний о том, что они, дескать, используют технологию Bandag в восстановлении шин. Ответственно заявляю: на сегодня единственный в России завод, выпускающий продукцию по этой технологии,  — тот, что открылся 21 сентября в Нижегородской области. Возможно, на других предприятиях и используется какое-то оборудование этой марки, однако совершенно точно можно сказать, что материалы (протекторная лента, прокладочные слои, вулканизирующие клеи) там других производителей (поскольку ни Bandag, ни его дилеры не имеют права продавать материалы на сторону). Это не может не сказаться на качестве.

Нижегородское предприятие, как и каждое предприятие франчайзинговой сети,  будет пользоваться всесторонней поддержкой от «Бриджстоун-Бандаг»: и технической, в плане комплектации и поставки оборудования, и по поставкам сырья — ленты и прослоечных материалов (их нижегородцы будут получать из Бельгии), оборудования, по обучению. Будут представлены наиболее популярные рисунки протекторов «Бриджстоун»: М729, W990, специально предназначенная для зимних дорог; L355 для самосвалов и R168 для прицепов. В линейке «Бандаг» — BDR HT2 для магистральных перевозок, BDR AS для междугородных перевозок внутри России, BDR HG с повышенными способностями на скользком покрытии BDR WP, которая используется на прицепах при магистральных перевозках. Линейка типоразмеров — от 215/75 до 385/65 и габаритных прицепных 12.00R20.

— Значение открытия этого завода очень велико, — считает Виктор Владимирович Уланский, глава местного самоуправления Золинского сельсовета. — Для нас важно, конечно, что предприятие будет приносить налоги в наш местный бюджет. Но главное — это даст новые высокооплачиваемые, высококвалифицированные рабочие места нашим жителям. Благоустроена  территория вокруг завода — бывшей фермы, которая уже двадцать лет стояла заброшенной. Но главное — это непосредственное сотрудничество малого бизнеса с крупнейшими транснациональными компаниями без посредничества государства: разнообразных инвестиционных советов, комитетов по помощи бизнесу и так далее. Пример компании «СТО ШИН» будет служить образцом и для других участников бизнес-сообщества, чтобы не оглядываться постоянно на государство, не ждать подачек, а принимать ответственные решения. Мы убедились в том, что пословица «Глаза боятся — руки делают» работает.

В дальнейшем компания «Бриджстоун» планирует развитие дилерской и франчайзинговой сети. В ближайшие пять лет в Европейской части России должно появиться еще два-три таких завода: в Уральском и в Южном федеральном округе.

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню