1. Главная
  2. 2017 Июнь
  3. Светлое завтра – уже сегодня?

Светлое завтра – уже сегодня?

Начавшееся в прошлом году потепление на российском рынке коммерческих автомобилей дало возможность автопроизводителям с осторожным оптимизмом выстроить свои планы на обозримое будущее. Так ли хорошо начался нынешний год и что ждет автопром в ближайшей перспективе? На вопросы нашего журнала любезно согласился ответить Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.

Начавшееся в прошлом году потепление на российском рынке коммерческих автомобилей дало возможность автопроизводителям с осторожным оптимизмом выстроить свои планы на обозримое будущее. Так ли хорошо начался нынешний год и что ждет автопром в ближайшей перспективе?

На вопросы нашего журнала любезно согласился ответить Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.

По итогам 2016 года отмечено оживление на российском рынке коммерческого транспорта, многие отечественные и зарубежные автомобилестроительные компании оказались в плюсе, несмотря на то, что российская экономика в целом не продемонстрировала сколь-нибудь значимых положительных тенденций. С чем, на Ваш взгляд, связан рост продаж коммерческих автомобилей?

В 2016 году продажи легких коммерческих автомобилей выросли на 0,1%, грузовиков – на 4%, а автобусов – на 15,4%. Одной из причин роста стал эффект низкой базы. Например, рынок грузовой техники на фоне ухудшения экономики начал сокращаться с 2013 года. Из-за резкого сокращения производства в различных сферах бизнеса уменьшились объемы грузоперевозок, а значит и потребность в грузовом транспорте снизилась. Таким образом к 2015 году объем продаж грузовиков сократился почти в 3 раза и составил около 51 тыс. единиц. За 2016 год было продано 53,3 тыс. новых грузовых автомобилей.

Активный рост на рынке коммерческих автомобилей связан, прежде всего, с улучшением макроэкономических факторов в стране, на которые сегмент реагирует быстрее, чем рынок легковых авто, где основополагающим фактором для положительной динамики считается потребительский рост. С другой стороны, в росте продаж коммерческой техники сыграли большую роль госпрограммы – обновление автопарка, госзакупка газомоторной техники, льготный автолизинг и автокредитование. Только на рынке грузовиков полной массой от 14 т за счет господдержки удалось реализовать почти 10 тыс. единиц техники. Продажи автобусов увеличились в 2016 году за счет крупных заказов перевозчиков для обеспечения перевозок в Москве и Московской области. Например, Ford Sollers в прошлом году отгрузил ГУП “Мосгортрансу” более 300 маршрутных автобусов Ford Transit.

Какие сегменты коммерческого транспорта продемонстрировали наибольший рост в 2016 году, а какие оказались в минусе?

Наибольший рост в 2016 году, как уже отмечалось выше, продемонстрировал рынок автобусной техники – общий объем продаж составил 10,4 тыс. единиц, 57% которых пришлось на автобусы Павловского автобусного завода. Помимо закупок крупных перевозчиков для обновления городских автопарков драйверами роста стали государственная программа “Школьный автобус” и обновление техники на газомоторном топливе для ЖКХ. За счет первого госпроекта в 2016-2017 гг. образовательным учреждениям в общем счете необходимо закупить 1,8 тыс. школьных автобусов. В 2016 году в результате госпрограммы обновления автопарков муниципалитетов было закуплено почти 1,5 тыс. единиц техники.

Меньше всего в 2016 году увеличились продажи легких коммерческих автомобилей – на 0,1%, т.е. остались практически на уровне 2015 года. Почти все автопроизводители остались в плюсе: отечественная марка ГАЗ увеличила продажи на 8,8%, количество проданных коммерческих автомобилей Lada увеличилось на 10,6%, а Ford – на 16,9%. В минусе остался отечественный производитель УАЗ, продажи грузовиков этой марки в 2016 году сократились на 7,2%. Хуже всех пришлось автопроизводителю Mercedes-Benz – количество проданных коммерческих машин бренда уменьшились почти на 26%.

Как Вы оцениваете состояние российского рынка коммерческих автомобилей в 1 квартале 2017 года?

В 2017 году рост продаж коммерческой техники стал заметно выше. В 1 квартале этого года рынок LCV и грузовых авто вырос в среднем на 27% относительно того же периода 2016 года. Продажи легких коммерческих автомобилей за первые три месяца увеличились на 32%, причем только за март их рост составил 41,1%. В пятерку лидеров техники LCV вошли модели “ГАЗельNEXT”, УАЗ-3909, ГАЗ-3302, Lada Largus VU и Mercedes Sprinter Classic. Согласно исследованию рынка грузовиков, в 1 квартале 2017 года продажи тяжеловесной техники в России выросли на 33,8%. Флагманом на грузовом рынке по-прежнему остается отечественный производитель КАМАЗ, рыночная доля которого составляет 40%.

Ваш прогноз на развитие российского рынка коммерческого транспорта до конца 2017 года.

Несмотря на высокую динамику роста продаж на рынке коммерческой техники, Россия стоит на 6 позиции в рейтинге по продажам LCV, согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей. Всего в Европе в марте 2017 года было продано 233 тыс. автомобилей, что на 10,7% больше, чем в 2016 году. Лидерами рейтинга стали Великобритания, Франция и Германия. Это говорит о том, что Россия на данный момент переходит к стабилизации и восстановлению рынка, но нам еще есть куда стремиться. Согласно прогнозам международной аудиторской компании PwC, в 2017 году рынок легких коммерческих авто и грузовиков вырастет в продажах на 5%, автобусов – на 8%. В 2018-2019 гг. во всех трех сегментах также сохранится тенденция роста продаж, например, объем реализуемых автобусов будет увеличиваться на 10-15%.

Справка

Алексей Тузов – независимый эксперт в транспортной отрасли.

Ранее работал генеральным директором в ФГУП “Дорожная инфраструктура и сервис”, Советником генерального директора в PromSvyaz Asset Management Ltd, первым вице-президентом в ГК “АвтоСпецЦентр”.

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню