1. Главная
  2. 2014
  3. 2014 Январь-февраль
  4. Утешительные итоги 2013-го

Утешительные итоги 2013-го

На всем протяжении прошедшего 2013 года эксперты, дистрибьюторы, производители и другие участники российского автомобильного рынка не знали, на какой ноте закончится год. Сегодня мы уже можем смело сказать, что для отечественной автомобильной промышленности 2013 год стал удачным.

Утешительные итоги 2013-го

 На всем протяжении прошедшего 2013 года эксперты, дистрибьюторы, производители и другие участники российского автомобильного рынка не знали, на какой ноте закончится год. Сегодня мы уже можем смело сказать, что для отечественной автомобильной промышленности 2013 год стал удачным. И пусть статистика производства и продаж в 2013 году чуть уступает 2012-му, но качественный скачок состоялся именно в нем.

Немилосердная статистика

Статистика в современном мире зависит от множества факторов, учет или игнорирование которых может сильно сказываться на конечных цифрах. Так, например, на Горьковском автозаводе в 2013 году было произведено почти полторы сотни тысяч автомобилей, но в нашу статистику из них попадают лишь сто тысяч — то есть те, которые произведены непосредственно под маркой ГАЗ, а не контрактные машины, произведенные заводом под брендами Skoda, Volkswagen, Chevrolet и Mercedes-Benz. В нашем обзоре мы в первую очередь основываемся на данных, распространенных самими компаниями-производителями и импортерами малотоннажной, грузовой и автобусной техники. Кроме того, своими статистическими данными с нашим изданием поделился «МинПромТорг» во время выездного круглого стола, организованного комиссией Государственной думы Совета Федерации РФ, проходившего на Горьковском автозаводе.

В 2013 году на российский автомобильный рынок помимо общемировых тенденций влияние оказали внутренние факторы. Основной из них — последствия введения утилизационного сбора, который в еще более жесткой форме дополнил драконовские ввозные пошлины на подержанные импортные автомобили. Соответственно, те российские автовладельцы, кто по ценам прошлых лет мог купить себе добротную 3–5-летнюю иномарку с пробегом, сегодня вынуждены обращаться в сегмент новых автомобилей, где за эти деньги можно купить лишь отечественные авто или бюджетную иномарку российской сборки. Но цель снизить ввоз подержанных иномарок достигнута, и по данным «МинПромТорга» импорт подержанных грузовых автомобилей за 9 месяцев 2013 года снизился на 65% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го.

С 2011 года на ГАЗе действуют три контрактных производства западных автомобилей:

это легковые Skoda/Volkswagen и Chevrolet, а также малотоннажные Mercedes-Benz

С введением утилизационного сбора ввоз подержанных автомобилей старее 3 лет

значительно сократился, а старее 5 лет и вовсе сошел на нет

Государственная программа субсидирования автокредитования

добавила популярности отечественным автомобилям стоимостью до 750 000 рублей

Другим фактором, повлиявшим на статистику прошлогодних продаж в сегменте легковых и малотоннажных автомобилей, стало введение госпрограммы субсидирования автокредитов на авто российского производства стоимостью до 750 000 рублей. Помимо легковых автомобилей российских и западных брендов, в эту категорию попали легкие коммерческие автомобили исключительно российских марок (ГАЗ, УАЗ и ВИС). Благодаря этому доля отечественных автомобилей в соответствующих сегментах рынка выросла по сравнению с результатами 2012 года. Более того, результаты 2013 года показывают популярность этого сегмента, и на фоне снижения продаж легковушек, грузовиков и автобусов рынок малотоннажных коммерческих авто остался на уровне 2012 года. А доля отечественных LCV в нем составила 60%.

Не только льготное автокредитование заставило перевозчиков обратить свои взоры в сторону продукции отечественного автопрома, но и не афишируемая в прессе антидемпинговая пошлина на легкие коммерческие автомобили полной массой от 2,8 до 3,5 тонн, наложенная антимонопольщиками на продукцию компаний FordOtosan (т. е. турецкий Transit), Peugeot Citroen Automobiles (модели Boxer и Jamper), объединенный немецкий завод Volkswagen и Mercedes-Benz (модели Crafter и Sprinter). Причинами для их установления ЕЭК называет тот факт, что с 2008 по 2011 год автомобили этих и некоторых других марок поставлялись в РФ по демпинговым ценам, за счет чего их продажи выросли на 23,2% при общем спаде продаж по рынку на уровне 29,1%. Поэтому в течение пяти ближайших лет к стоимости таких автомобилей прибавляется антидемпинговая пошлина в размере от 11,1 до 29,1%, что эквивалентно 100–350 тысячам рублей.

К тому же уже второй год подряд на конъюнктуру рынка коммерческих автомобилей влияет технический регламент, регулирующий правила допуска к эксплуатации и саму эксплуатацию колесных ТС. Именно этот документ на рубеже 2010–2011 годов по сути запретил эксплуатацию автомобилей, не соответствующих российским техническим нормам (например, по световым приборам, что закрыло ввоз полюбившихся россиянам американских капотных грузовиков), а также усложнил процедуру сертификации эксклюзивных новых авто, ввозимых в РФ частными автовладельцами.

Точные производственные показатели по конкретным заводам приведены в таблице, а теперь предлагаем рассмотреть наиболее ярких представителей автомобильной промышленности СНГ.

Горьковский автозавод 

Весь 2013 год на ГАЗе велось активное перевооружение производственных мощностей, связанное с запуском производства семейства малотоннажников нового поколения «ГАЗель Next». Введены в строй штамповое оборудование прототипирования, позволяющее выпускать автомобили малых серий и прототипы перспективных образцов. Конкретно под выпуск машин поколения Next вступили в строй новые сварочный и окрасочный цеха, запущено совместное производство глушителей с фирмой Bosal и радиаторов с японской фирмой T-Rad.

Основная новинка ГАЗа и основа его модельного ряда на несколько лет вперед —

семейство малотоннажных автомобилей «ГАЗель Next»

С начала 2013 года в серию пошло модернизированное семейство

среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3308/3309, получивших турбодизель ЯМЗ-534 «Евро-4»

Перспективная новинка ближайшего будущего — 5-тонный грузовик «ГАЗон Next»

с кабиной от новой «ГАЗели», мотором Cummins, дисковыми тормозами

Пуск шасси и бортового автомобиля в серию состоялся в марте 2013 года. Во второй половине 2013-го велись доводочные испытания модификации Next с 2-рядной кабиной и 19-местного микроавтобуса, которые пойдут в серию в первой половине 2014-го.

В начале прошлого года ГАЗ значительно повысил потребительские свойства порядком устаревшего семейства среднетоннажников ГАЗ-3309/3308, снабдив их передовым российским турбодизелем из Ярославля — мотором ЯМЗ-534, поднявшим спрос на «ГАЗон» на 15% (до 14 тыс. единиц в 2013 году). Косвенно сказывается на благополучии Горьковского автозавода контрактное производство иномарок Skoda, Volkswagen, Chevrolet и Mercedes-Benz, которое приносит не только деньги, но и опыт работы по высочайшим западным стандартам, а также массовое переобучение рабочих.

В 2014 году ГАЗ намерен начать производство перспективного среднетоннажника «ГАЗон Next», показанного в рамках выставки ComTrans’13.

Камский автозавод

Автогигант с берегов Камы по результатам 2013 года демонстрирует 15-процентный спад производства, обусловленный удорожанием своей продукции, связанным в первую очередь с переходом на более жесткие экостандарты «Евро-4», а во-вторых, с применением в конструкции грузовиков все большего количества дорогостоящих комплектующих ведущих мировых производителей. Правда, в стане белорусского конкурента наблюдаются аналогичные процессы, а серьезное удорожание связано еще и с переходом на кабины нового поколения. Появление лицензионной кабины Daimler в 2014 году еще больше повысит стоимость КАМАЗов. А потому итоговый показатель в 40 тысяч грузовиков, произведенных в 2013-м, может оказаться недостижимым в будущем, без выхода на новые рынки сбыта.

В привычном на первый взгляд КАМАЗе-65117 много брендированных компонентов:

двигатель Cummins, коробка передач ZF, КМУ Soosan и т. д.

Пошедший в серию осенью 2013 года новый КАМАЗ-5490

с кабиной от Mercedes-Benz Axor, выпускаемой по лицензии, купленной у Daimler в Набережных Челнах

В перспективе на 2014 год КАМАЗ планирует распространить новую кабину

на привычные модели шасси, самосвалов и тягачей, присвоив им новую маркировку

В сентябре прошедшего года завод начал изготовление седельных тягачей нового поколения КАМАЗ-5490 с кабиной Axor, собираемой по лицензии Mercedes-Benz, с немецким же мотором, коробкой передач ZF и задним мостом Daimler. Стоимость такого тягача стартует с отметки 2,5 млн рублей. Кроме того, на выставке КомТранс-2013 автозавод показал шасси, самосвал и тягач 6х4 с аналогичными кабинами от M-B Axor, выпуск которых запланирован на вторую половину 2014 года. Популярность нового семейства будет зависеть от ценовой политики завода и возможности комплектации машин нового поколения старыми добрыми, а главное, недорогими агрегатами от нынешних моделей КАМАЗ.

Автозавод «Урал» 

Миасский производитель полноприводных грузовых автомобилей, входящий в «Группу ГАЗ», в 2013 году ощутимо снизил объемы производства (с 7 до 5 тысяч грузовиков). Эксперты связывают это с сокращением заказов со стороны Вооруженных сил РФ: в прежние годы объемы поставок в них доходили до четверти от общего годового объема выпуска. Связано ли это с перенасыщением армии или с тем, что «Уралы» перестали устраивать военных, сказать сложно, но другой поставщик Российской армии, Камский автозавод, свою долю оборонного заказа в 2013 году выполнил. Так или иначе, но в Миассе весь 2013 год активно работали над новыми образцами военных машин, в том числе над перспективным семейством мобильных бронетранспортеров «Тайфун».

Полноприводные капотные внедорожники двойного назначения

семейства «Урал-4320/5557», несмотря на древнюю кабину, еще пользуются спросом на севере страны

Обновленный бескапотный грузовик «Урал-М», представленный в рамках ComTrans’2013,

накануне 2014 года стал производиться серийно с мотором ЯМЗ-536 «Евро-4»

Будущее уральского грузовика — кабина от «ГАЗель Next», оригинальный капот и оперение,

двигатель ЯМЗ и постоянный полный привод — это «Урал Next»

Кроме того, на выставке КомТранс-2013 компания объявила о стратегии развития на несколько ближайших лет, в рамках которой уже в 2013 году было начато мелкосерийное производство бескапотных полноприводников «Урал-М». Это привычная россиянам машина с кабиной типа Iveco TurboStar, но с модернизированной передней маской и улучшенным интерьером. В моторных отсеках модернизированного бескапотного семейства «Урал-М» стоят рядные шестерки нового семейства турбодизелей ЯМЗ-536 «Евро-4». Дальше — больше! На 2014 год запланировано появление нового поколения капотных грузовиков «Урал-Next» с кабиной от «ГАЗель-Next» и оригинальным капотом и передними крыльями. Ближе к 2015-му в Миассе планируют освоить выпуск нового поколения бескапотных грузовиков «Урал-New».

Завод им. Лихачева

Практически прекратил свое существование старейший советский автопроизводитель — АМО ЗИЛ. Территорию предприятия, находящуюся в лакомом уголке Москвы, уже распланировали под застройку крупного центра деловой активности, хотя осталась и небольшая производственная площадка, на которой в 2014 году планируется организовать сбоку автомобилей Fiat Ducato и Renault Master. Производство автомобилей ЗИЛ пока теплится на смоленском филиале предприятия, где из изготовленных еще в Москве машинокомплектов и запчастей собирают шасси под коммунальные надстройки. За 9 месяцев 2013 года собрано 155 машин. Но спрос на них крайне мал, а потому можно с сожалением констатировать, что еще один советский автогигант, вслед за РАФом, АЗЛК, ИЖем и ЗАЗом, прекращает выпуск оригинальной продукции и превращается в автосборочный завод.

После перехода России на рыночную экономику завод имени Лихачева так и не смог перестроиться

под новые условия и не предложил востребованную рынком продукцию

На ComTrans’13 стенд ЗИЛа представлял гибрид своего шасси с кабиной МАЗ,

причем сборка машины осуществлялась не в Москве, а на смоленском филиале ЗИЛа

Единственной жизнеспособной перспективой собственники завода видят сборку

на столичных площадях ЗИЛа импортных коммерческих автомобилей Fiat и Renault

Кременчугский автозавод

Старейший и единственный на сегодня производитель тяжелых грузовиков на Украине — ПАО «АвтоКрАЗ» переживает не лучшие времена. Некогда основной рынок сбыта КрАЗов, Россия, после введения утилизационного сбора на ввозимую из-за рубежа технику стала для завода малопривлекательной, добавляя к стоимости каждого КрАЗа по 300 000 рублей. В связи с этим весь 2013 год завод активно работал с рынками дальнего зарубежья, отгружая партии автомобилей в Египет (более ста тягачей, пятьдесят автоцистерн), Таиланд (50 вездеходов 6322), Туркменистан (10 автоцистерн), Казахстан (шасси под нефтегазовые надстройки и пожарные автопоезда), Азербайджан (нефтегазовые шасси, в том числе 8х6) и другие.

В то же время, КрАЗ продолжает работать над расширением семейства бескапотных грузовиков нового поколения, востребованных на домашнем рынке Украины. Это двух- и трехосные шасси для коммунальных, дорожных, пожарных и сельскохозяйственных надстроек. Их сертификация для других рынков затрудняется отсутствием собственной серийной бескапотной кабины, в отсутствие которой КрАЗ экспериментирует с дорогим и трудоемким в производстве стеклопластиковым вариантом, а также с кабинами из Китая и Европы. Самой неожиданной новинкой 2013 года стало двухосное шасси под коммунальные спецнадстройки КрАЗ Н12 с мотором Mercedes-Benz, работающем на природном газе.

В 2013 году КрАЗ был особенно активен в поставках своих легендарных вездеходов КрАЗ-6322

в армии стран дальнего зарубежья

Для России КрАЗ обновил свое капотное семейство, установив интегральный капот, новый интерьер, рядную шестерку ЯМЗ-651 и китайскую КПП

Новинка модельного ряда для Украины — бескапотный тяжеловоз КрАЗ-7331С4 с кабиной из КНР и рекордной грузоподъемностью в 26 тонн

Минский автозавод 

В первой половине 2013 года политики вновь подняли тему объединения МАЗа и КАМАЗа в один автомобилестроительный концерн. В развитие этой темы на специализированной выставке СТТ’13 МАЗ даже представил самосвал популярной в России весовой категории полной массой до 26 тонн (аналогичный КАМАЗу-65115). Примечательно, что машина была оснащена мотором Cummins, выпускающимся на заводе в Набережных Челнах и устанавливающимся на современные КАМАЗы, коробкой передач ZF (также сделанной в Челнах) и задними ведущими мостами от КАМАЗа. Но дальше опытного образца дело не пошло, так как уже в середине лета белорусская сторона объявила слишком высокую цену за слияние предприятий: обмен половины акций МАЗа на половину акций КАМАЗа.

И белорусов можно понять, ведь МАЗ — это достояние республики, в которое вкладывается много государственных средств. В 2013 году завод практически завершил обновление модельного ряда, перейдя на массовое производство грузовиков с современной кабиной повышенной комфортности, модернизированной трансмиссией, новыми дизельными двигателями «Евро-4» и «Евро-5» марок ЯМЗ, Cummins, Mercedes-Benz, MAN.

Несмотря на все это, доля минских тяжеловозов в сегменте российского рынка тяжелых грузовиков в 2013 году снизилась, как снизились и объемы производства грузовых автомобилей. Очевидно, что для дальнейшего развития МАЗу сейчас необходимо искать новые рынки для сбыта продукции.

Муссируемые в начале 2013 года слухи о слиянии белорусского МАЗа с российским КАМАЗом

развеяла заявленная белорусами нереальная стоимость данного слияния

Минский автозавод планомерно обновляет модельный ряд своих средних и тяжелых грузовиков,

снабжая их современными кабинами и дизелями «Евро-4»

Компания поубавила свой пыл в отношении перспективного капотного магистральника

и в 2013 году уже не демонстрировала его на специализированных российских выставках

Автобусы 

Производство пассажирской техники в России в ушедшем году показало определенный спад в сравнении с годом 2012-м. Муниципалитеты с меньшей активностью размещали тендеры на закупку автобусов большого класса, зато в сегменте малых автобусов (так называемых маршруток) спрос превысил показатели прошлого года.

Новинка на конвейере Павловского автобусного завода — автобус «Вектор»,

созданный на основе глубоко модернизированной платформы ПАЗ-3204

Олимпийский актив для перевозки спортсменов и высокопоставленных гостей

на Играх в Сочи 2014 — автобусы ГолАЗ «Вояж» и «Круиз», построенные на базе шасси Scania

Обновленная внешность башкирских автобусов НефАЗ-5299 пошла им только на пользу.

Внутри — модернизированный интерьер и экологичные моторы «Евро-4»

Павловский автобусный завод хоть и сократил выпуск по сравнению с прошлым годом, но показанный им 10-процентный спад — наименьший среди всех прочих российских производителей автобусов. Из 9,5 тыс. машин более четверти пришлось на автобусы семейства ПАЗ-3204 и ПАЗ-320412 (длинная база), но подавляющее большинство в производственной программе 2013 года составили старые добрые ПАЗ-3205. В ноябре 2013-го ПАЗ запустил автобусы нового поколения «Вектор», представляющие собой глубоко модернизированные машины семейства «3204», и их первая партия из 300 единиц уже поступила на улицы олимпийского Сочи и Лазаревского.

Другое автобусное предприятие «Группы ГАЗ» — Ликинский автобусный завод — оказалось лидером по снижению производственных показателей (почти 40%). В 2013 году завод разработал и представил низкопольный городской автобус ЛиАЗ-6213 нового поколения. Под стать шведскому шасси марки Scania, ЛиАЗ получил яркую внешность и глубоко переработанный интерьер (залитый пенополиуретаном пол, монолитные потолочные панели, система видеонаблюдения и многое другое).

В 2013 году Голицынский автобусный завод впервые за несколько последних лет показал положительную динамику производства, и все благодаря олимпийскому контракту. Согласно ему ГолАЗ обязуется поставить до начала Игр 709 автобусов междугороднего и туристического назначения моделей «Круиз» и «Вояж», в основе которых лежат шасси и агрегаты Scania. Завод справился с задачей, и, рост производства — отличное тому подтверждение.

Автобусостроители из Башкирии — завод «НефАЗ», снабжая российские города автобусами большого и особо большого класса, в 2013 году начали серийное производство обновленных автобусов НефАЗ-5299 с иными передней и задней масками, современными силовыми агрегатами и переоформленным интерьером. Правда, пока доля обновленных машин в общем объеме ничтожно мала. В 2013 году завод выпустил пять сотен автобусов (минус 17,5% к 2012 году).

Иномарки в России

Политика России в отношении иностранных автопроизводителей уже несколько лет направлена на привлечение иностранных капиталов в РФ с целью создания тут автомобильных производств мирового уровня. Пришедшие сюда производители получают различные налоговые и иные преференции, благодаря которым за последние пять лет свои сборочные или производственные мощности открыли почти все популярные в РФ автоконцерны. Причем это касается не только легковых авто, но и изготовителей легких и тяжелых грузовиков, автобусов и даже спецтехники.

Заручившись поддержкой Ford Motors, российский холдинг Sollers сначала организовал

производство фургонов Transit в 2012 году, а в 2013 запустил минивен Transit Connect

Несмотря на высокую популярность Hyundai County у российских перевозчиков,

его производство на заводе «Кузбасс» сократилось, а на ТагАЗе вообще прекратилось

Одно из немногих СП, показавшее по итогам 2013 года положительную

производственную динамику, — челнинское ООО «Мерседес-Бенц Трак Восток»

В сегменте легких коммерческих автомобилей наибольшего успеха добился российский промышленный холдинг Sollers, организовавший в Елабуге производство популярного у россиян цельнометаллического фургона и микроавтобуса Ford Transit. В 2013 году их сделано 13 тысяч.

Вторым по популярности импортным коммерческим автомобилем обещает стать нижегородский Mercedes-Benz Sprinter Classic, производство которого стартовало в июле прошлого года, а первые машины попали к клиентам только в ноябре. Объемы производства пока невелики, но в планах завода 25 000 классических «Спринтеров» в год.

В 2013 году не было сделано ни одного некогда популярного таганрогского Hyundai Porter, зато на смену ему пришел недорогой «азиат» BAW Fenix, выпускаемый 2-тысячным тиражом в Ульяновске.

Взявший было хороший старт корейский автобус малого класса Hyundai County в 2013 году покинул таганрогский конвейер и переехал в Кузбасс (на ООО «Кузбасс-авто»), но и там объемы выпуска в 2013 году не достигли отметки даже в сто единиц.

Летом 2013-го в Набережных Челнах началось изготовление российско-бразильского автобуса Realкомпании Marcopolo, но за полгода собрано пока лишь семьдесят экземпляров.

В сегменте средних и тяжелых грузовиков положительную динамику показал челнинский ООО «Мерседес-Бенц Трак Восток», по итогам года выпустивший более 2 тысяч грузовиков (+ 16,5% к 2012 году).

На 27,5% увеличил объем производства и миасский завод «Ивеко-АМТ», преодолевший производственную отметку в тысячу грузовиков по итогам 2013 года. Уральскому заводу есть чем похвастать, так как почти половину комплектующих к грузовикам IVECO-AMT они выпускают самостоятельно (а это рамы, элементы подвески, самосвальные платформы и т. д.).

Ощутимый прирост выпуска азиатских среднетоннажников показал завод «Соллерс-Исузу» (+25%) из Ульяновска и завод группы компаний «Автотор» (+723%) из Калининграда, перенявший выпуск грузовиков HyundaiHD78, -120, -170 у «ТагАЗа». Куда менее оптимистичные показатели у «ФУЗО Камаз Тракс Рус», снизившего выпуск среднетоннажников Canter на 30% до 1400 машин. Снизил производственные темпы и завод компании Volvo Trucks в Калуге.

 фото автора и заводов-изготовителей

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню