1. Главная
  2. 2012 Сентябрь
  3. Вояка, труженик, лаптежник…

Вояка, труженик, лаптежник…

У этого легендарного автомобиля много «народных имен», так как и трудится он в абсолютно разных военных и гражданских профессиях. Успев сменить советское гражданство на украинское, в 1993 году он перестал выпускаться. Итак, просим любить и жаловать: легендарный вездеход из Кременчуга — КрАЗ-255Б!

Своей колеей

Тем, кто эксплуатирует внедорожную технику, хорошо известна прописная истина: двигаться по бездорожью проще колесо в колесо, по уже проторенной колее. Большинство советских грузовиков-внедорожников строилось именно по этому принципу, с односкатной ошиновкой и примерно одинаковым расстоянием между колесами разных осей. Но вот колея всех советских внедорожников значительно разнилась. Например, колея колес передней оси ГАЗ-66 составляет 1 800 мм, у ЗИЛ-131 — 1 860 мм, у «Урал-375» — 2 000 мм, у КрАЗ-255Б — 2 160 мм. Повышению проходимости данный фактор не способствовал, а посему каждый производитель искал дополнительные способы улучшения внедорожных качеств.

Например, на грузовике КрАЗ-255Б впервые в советском автомобилестроении применили уникальные покрышки колес ВИ-3, с шириной протектора 530 мм! За счет своей феноменальной ширины они позволяли грузовику уверенно передвигаться не только по раскисшему грунту, но и по песку и снегу.

Была у этой медали и обратная сторона. Владельцы грузовиков КрАЗ-255Б всегда старались объезжать посты ГАИ стороной, так как их техника на двадцать с лишним сантиметров вылезала за разрешенную нормами ПДД 2,5-метровую ширину транспортных средств, допускаемых для эксплуатации по дорогам общего пользования. 

Но все это мелочи по сравнению с тем, какой вклад внес этот грузовик в освоение районов Дальнего Севера, в лесозаготовку, в военное и гражданское строительство, в нефтегазовый сектор.

Модель ВИ-3 была не просто широкопрофильной шиной, а покрышкой переменного давления. В ее разработке участвовали Кременчугский автозавод, научно-исследовательский институт шинной промышленности и Воронежский шинный завод. Предназначенная для перспективного бескапотного КрАЗ-253, ее массовое производство осваивалось уже для семейства КрАЗ-255. В случае необходимости, например при движении по снегу или слабым грунтам, водитель прямо из кабины мог моментально изменить внутреннее давление в шинах от 3,8 до 1,0 атмосферы. Это значительно повышало проходимость. Централизованная система изменения давления в шинах также была незаменима при простреле колеса, постоянно накачивая компрессором воздух в необходимом для поддержания движения объеме.

Капотная альтернатива

С пятидесятых годов прошлого века ведущие мировые производители грузовых автомобилей имели в своем модельном ряде машины с компоновкой «кабина над двигателем».

 

бескапотный КрАЗ

С начала шестидесятых и на Минском автомобильном заводе во всю кипела работа над бескапотным грузовиком. Их кременчугские коллеги также не хотели отставать от модных тенденций, и с конца пятидесятых (а по сути, с момента переноса конструкторского бюро из Ярославля в Кременчуг) работали над новым поколением грузовиков-вездеходов, которое должно было стать бескапотным (КрАЗ-253/254/259). К середине 60-х были не только построены опытные образцы таких автомобилей-вездеходов, но и проведены их всесторонние испытания.

Машины зарекомендовали себя с лучшей стороны, но на освоение их производства у автозавода не было средств. Основной «спонсор» в лице Министерства обороны СССР не спешил с выделением средств на модные бескапотные вездеходы.

Тем временем выпускающийся с 1960 года на Кременчугском автозаводе КрАЗ-214 заметно устарел. Ему не хватало мощности 6-цилиндрового 2-тактного мотора, он был излишне прожорлив и тихоходен. 

И вот, пока военные определялись с судьбой перспективного бескапотного внедорожника КрАЗ-253, заводчане решили сделать промежуточный вариант полноприводного грузовика из уже имеющихся наработок. Взяв за основу КрАЗ-214, конструкторы провели «работу над ошибками». Часть агрегатов была глубоко модернизирована (рама, подвеска, кабина), другая часть полностью заменена (двигатель, коробка передач, тормозная система). Примечательно, что на модернизированный вездеход попали уникальные разработки, предназначавшиеся для перспективного бескапотного семейства: это широкопрофильные колеса, обутые в резину ВИ-3, и система централизованной подкачки шин.

Глубоко модернизированный грузовик с новым силовым агрегатом и передовыми для того времени системами получил новый отраслевой индекс — КрАЗ-255. Военные сразу раскусили преимущества «двести пятьдесят пятого» над еще сырым и дорогостоящим бескапотником 253 и разместили свой заказ в пользу КрАЗ-255.

В конце лета 1967 года новый вездеход был запущен в серийное производство, а к его индексу прибавилась буква «Б». 

Классика жанра

Предназначенный для транспортировки 7,5 т груза или личного состава бортовой грузовик КрАЗ-255Б стал основоположником целого семейства полноприводных грузовиков. В 1968 году то же шасси легло в основу полноприводного седельного тягача КрАЗ-255В, способного буксировать полуприцепы массой 26 тонн. Еще год спустя появился лесовозный тягач КрАЗ-255Л, ставший самым массовым лесовозом советского времени. Шасси КрАЗ-255Б легло в основу множества армейских и гражданских спецнадстроек (краны, цистерны, топливозаправщики, ракетоносители, автоэкскаваторы, понтонно-мостовые парки и др.).

Все автомобили семейства КрАЗ-255 оснащались дизельным V-образным 8-цилиндровым двигателем ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. при 2100 об/мин. Рабочий объем 14,87 л. 

С 1979 года выпускалась модернизированная версия — КрАЗ-255Б1, которая имела раздельный привод тормозов и другие незначительные конструкционные изменения. С 1970 года был изменен дизайн передней светотехники: фары и поворотники устанавливались в прямоугольные металлические короба. На КрАЗ-214 и 255Б до 1970 года устанавливались фары с индивидуальным обтекаемым корпусом, отдельно от указателей поворотов каплевидной формы. 

За разработку конструкции и внедрение в производство автомобиля КрАЗ-255Б ВДНХ СССР отметила Кременчугский автозавод дипломом I степени, а 15 сотрудников завода были удостоены золотых, серебряных и бронзовых медалей выставки. Позже, в 1970 году, на известной международной выставке в болгарском городе Пловдив этот грузовик наградили золотой медалью и грамотой.

Но высшей наградой для украинского грузовика является его повсеместное признание и уважение со стороны автомобилистов. В Германии даже есть отдельное направление в автомобильном тюнинге — местные умельцы стилизуют КрАЗы под культовые американские «Супертраки». 

шоумобиль KrazyKRAZ

Кстати, необычную доработку грузовика совсем недавно проделал и сам Кременчугский автозавод. Взяв за основу повидавший виды КрАЗ-255Б, заводчане сделали настоящий шоумобиль KrazyKRAZ, привлекающий всеобщее внимание. Эта работа заводских тюнингеров по праву была оценена специалистами и посетителями крупнейшей украинской выставки по автотюнингу, по результатам которой KrazyKRAZ заработал первое место.

Много лет прошло с момента запуска «двести пятьдесят пятого» в серийное производство. Немало минуло и с тех пор, как в 1993 году его изготовление было прекращено. И, тем не менее, КрАЗ-255Б и его модификации остаются классикой жанра.

Многие ныне выпускаемые армейские вездеходы по-прежнему имеют капотную компоновку, так как она лучше защищает экипаж при наезде грузовика на мину. Многие обзавелись широкопрофильными шинами с системой переменного давления воздуха в них. Никуда ни делась столь полезная на бездорожье лебедка и другие атрибуты армейского полноприводного грузовика.

 

КрАЗ

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню