1. Главная
  2. 2011 Июнь
  3. Заповедная дорога, или «не было бы счастья, да несчастье помогло»

Заповедная дорога, или «не было бы счастья, да несчастье помогло»

На территории Останкинского сельсовета Борского района Нижегородской области, в среднем течении Керженца с давних пор существует поселок Рустай (сокращение от «Русская тайга»).

В советское время до него было отлично организованно транспортное сообщение, в том числе по узкоколейной железной дороге, так как поселок относился к торфодобывающему району. Кроме того, там располагалась дирекция государственного природного заповедника «Керженский». С распадом Союза дорога до Рустая, а также единственный мост в его окрестностях через р. Керженец, пришли в негодность.
Три года назад было принято решение о полной перестройке моста через Керженец около поселка Рустай. ГУСАД заказало проект, и был объявлен конкурс, в котором победило ОАО «Борское ДРСП». Но в тот момент область вела строительство сразу на нескольких крупных дорожных объектах, и лишних 75 миллионов рублей не нашлось. Да и, наверное, сыграл значение тот факт, что дорога эта является тупиковой, а въезд на территорию природного заповедника, начинающегося по ту сторону моста, строго ограничен.

Час пробил лишь прошлым летом, когда по всей области бушевали пожары. Огонь ворвался и на территорию заповедника. Стихия бушевала в десятке километров от Рустая. И если бы не решительные и скоординированные действия областных чиновников, а также самоотверженная помощь добровольцев и всего населения последствия стихии были бы страшнее.

Работы на объекте ведутся с осени 2010 г и не останавливаются даже в выходные

Коснемся истории вопроса. Дело в том, что до 1995 года регулярное сообщение с поселком Рустай поддерживалось по узкоколейной железнодорожной ветке Ситники-Камская (п. Кузьмияр). У значительной части населения прижелезнодорожных поселков были личные мотодрезины, что позволяло им достаточно комфортно проживать, не имея автомобильной дороги в райцентр. Но в 1996 году регулярное сообщение нарушается, а к 1999 году уже была разобрана значительная часть узкоколейной дороги. Примерно в это же время началось строительство автодороги от Больших Орлов на Рустай. Строительство велось достаточно высокими темпами, так как главный строительный материал — песок лежал под ногами, да и упрощало задачу то, что частично использовалась насыпь разобранной узкоколейки. К ноябрю 2002 года дорожное полотно было отсыпано практически до берега Керженца. Асфальт к завершению строительного сезона уложили более чем на половине участка, оставалось заасфальтировать около 8 километров. Что и было выполнено уже в следующем году. Узким местом оставался мост через реку. Дело в том, что после прекращения существования узкоколейки бывший железнодорожный мост, можно сказать, перепрофилировали под автомобильный, но очень своеобразно. Просто на шпалы вровень с рельсами уложили настил из досок и на этом все и кончилось. Если при этом учесть, что ширина моста всего около трех метров, и на нем нет ни ограждений, ни перил, то езда по нему представляла легкий экстрим на значительной высоте на протяжении ста метров.

До реконструкции мост через Керженец в районе п. Рустай представлял из себя ужасное зрелище

 

И вот, в самый разгар лесных пожаров (19 июля 2010 года) было принято решение о полной перестройке моста через Керженец. Сметная стоимость проекта составляла 75 миллионов рублей. Первоначально планировалось реализовать его в течении 2–3 лет в зависимости от поступления финансирования. С наступлением первых погожих весенних дней мы решили проверить, как идут дела у мостостроителей. Два часа езды, и мы въезжаем в Большие Орлы. Поселок по-прежнему живет своей жизнью. Здесь на сегодня действует одно из оставшихся торфопредприятий. Вот уже и поселок позади, и мы поспешаем к Рустаю. Вдали показался остановочный павильон. Здесь рейсовый автобус делает разворот, поскольку возить пассажиров по аварийному мосту нельзя. После автобусной остановки дорога делает резкий поворот направо, и вот он мост. 

По состоянию на конец мая на мосту завершали заливку верхнего выравнивающего слоя бетона — далее установят поручни, и будут укладывать асфальт

 

Останавливаемся. Осматриваемся. Да, перемены значительные. Нам было с чем сравнивать, так как по заданию редакции мы были здесь в том же составе в мае 2010 года. Строительство идет полным ходом. Несмотря на субботний день, бригада бетонировала отмостки с правой стороны моста. Насыпь, подходящая к мосту, расширена и утрамбована. Спускаемся под мост. И здесь сразу находим перемены. От старого моста остались только сваи да опоры. Балки на опорах залиты новые, так как мост расширяют до двух полос. Теперь здесь уложены по три плиты мостовых перекрытий, на старом мосту их было по две. Подходим к одному из строителей, начинаем разговор. Действительно, строительство началось еще глубокой осенью — в ноябре, но, судя по темпам, оно не затянется. Две недели назад на мосту уже положили выравнивающий слой бетона. Теперь остаются только доводочные работы, а там и до асфальтирования недалеко.

Примечательно, что со стороны заповедника за мостом уже намечена широкая автодорога… к сожалению обрывающаяся через пару километров в поселке Рустай

 

Может показаться, что наша редакция проявляет излишнее внимание к такому локальному объекту, как мост на Рустай. Глубинка, куда не каждый поедет, — что там делать, в керженских лесах? Тем не менее, это единственный более-менее прямой путь, который соединяет берега Керженца; и если на правом, между Волгой и Керженцем, есть сеть автодорог, соединяющая населённые пункты, то на левый дороги не вели, и приходилось добираться в объезд, как правило, через семёновское направление, через Хахалы. И до Рустая — достаточно крупного населённого пункта — дорога пролегала и по грунтовкам. Мост же через Керженец в 2009 году был в очень плачевном состоянии. Настолько, что был крайне сложным подвоз продуктов для населения: сам мост даже для пешехода являлся непростым аттракционом, а автомобили, если даже въехали на него, то имели большие проблемы со съездом даже в сухую погоду, блокируя абсолютно всё движение, чему автор был свидетелем. А с постройкой моста будет оптимизирована логистическая цепочка для доставки продуктов и, конечно же, для обеспечения безопасности жизни людей, проживающих за Керженцем. Поэтому, как минимум в виду этих двух причин устройство моста на Рустай с нашей точки зрения выглядит нужным решением. Но печально, что катализатором начала работ послужили не социальные и экономические соображения, а критическая ситуация, связанная с лесными пожарами. Но, «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Сергей Ухов, Алексей Кропинов, Нижний Новгород — Рустай, фото авторов

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Меню